7875

Особенности национального парка

Несмотря на осень, для сотрудников “Казавиалесоохраны” эта пора - самое горячее время. В горах Заилийского Алатау по-прежнему сохраняется угроза возникновения лесных пожаров. Ежедневно в Алматинской области для патрулирования поднимаются в воздух два самолета и вертолет. В одном из таких рейдов приняли участие журналисты газеты “Время”.

- Сегодня мы полетим на вертолете Ка-32A, - говорит генеральный директор РГКП “Казавиалесоохрана” Толеугазы СЕКСЕНБАЕВ. - Это новейшая инновационная машина, так что полет будет приятным. Этот рейд мы проводим совместно с сотрудниками Иле-Алатауского национального парка. Им поступил сигнал, что в верховьях реки Узун-Карагайлы орудуют браконьеры.

В небе показалась вертушка, и участники рейда стали выдвигаться к месту посадки. Сотрудники парка были укомплектованы не по-детски: оружие, дубинки, наручники.
- Браконьеры часто оказывают сопротивление, - опережает мой вопрос начальник отдела охраны животного мира Иле-Алатауского национального парка Дидар БАЙТЕЛИЕВ (на снимке). - Бывали случаи, когда нападали на егерей, поэтому мы должны быть готовы к любому повороту событий. Например, в прошлом году в том самом ущелье, куда мы летим, наша группа задержала семерых граждан Киргизии. Пришлось ночью подбираться к ним, и только на рассвете смогли их взять. Сегодня нарушители хорошо во­оружены, ездят на дорогих джипах и порой очень агрессивны. Самое печальное то, что раньше браконьеры убивали дичь для употребления в пищу, а сейчас более половины задержанных незаконно охотятся ради забавы.

Тем временем наш вертолет приземлился в горах, и оперативная группа охотоведов сразу же направилась к палатке.
- Где документы на ружье? - спрашивает Владимир ХОМАЙКО у аксакала, который, как выяснилось, пасет здесь скот.
- Это не мое. Хозяин ушел и попросил подержать у себя, - отвечает чабан. - А вот это мое оружие, и на него есть разрешение.
Но опытных егерей не проведешь, и они начинают искать доказательства браконьерства. И сразу же обнаруживают два капкана и тушку барсука.
- В этих местах даже пасти скот нельзя, не то что охотиться, - пытается объяснить дедушке Дидар. - По факту браконьерства на территории национального парка предусмотрен административный штраф от 40 до 70 МРП (от 64720 до 113260 тенге), кроме того, учитывается ущерб, который нанесли нарушители парку. Могут даже возбудить уголовное дело. Благодаря авиапатрулированию с начала года нами было выявлено 64 случая браконьерства.

Составив протокол и изъяв трофеи, мы летим дальше. Следующая остановка в Тургенском ущелье. “Казавиалесоохрана” обслуживает территорию гослесфонда площадью 8 миллионов 369 тысяч гектаров. В среднем в год  на этом пространстве регистрируется  около 455 пожаров.

Внизу проплывают маленькие зеленые островки и узкие полоски леса, которые выглядят сиротливо среди бескрайних безводных пустынь. К сожалению, ежегодные пожары уменьшают и эти небольшие островки, превращая их в пустыню. Неожиданно среди снегов замечаем небольшую стайку горных козлов, которые спешат удалиться от вертушки. Из-за браконьеров этих красавцев с каждым годом становится все меньше.
- Иле-Алатауский национальный парк в зоне особого внимания, - рассказывает Толеугазы Сексенбаев. - Именно здесь минувшим летом происходили масштабные лесные пожары, которые причинили большой урон окружающей среде. Сейчас ситуация несколько разрядилась, но продолжает быть тревожной - любое возгорание сухой травы может быстро распространиться на массивы тянь-шаньской ели, которые вспыхивают как спичка. Такой пожар тушить труднее всего. Задача “Казавиалесоохраны” - обнаружить возгорание на максимально ранней стадии и незамедлительно приступить к его ликвидации.
- В этом году из-за аномальной жары пожары возникают даже в тех местах, где их обычно не бывает, - продолжает разговор старший летчик-наблюдатель Жанат МАМБАЕВ. - В 99 процентах случаев все эти пожары - дело рук человеческих. К примеру, в мае прошлого года при пролете вдоль дельты Или в районе Баканаса мы заметили задымление. Подлетели и увидели, как два парня поджигали траву. При задержании молодые люди толком не могли объяснить причину своего поступка. Мы сразу же сообщили о возгорании в наземные службы пожаротушения и сообща локализовали пожар. Не всегда нам так везет. Чаще огонь уничтожает большие площади и наносит огромный ущерб природе.

Вертушка возвращается на базу. Уже в городе замечаем клубы дыма - горит особняк.
- Ну вот без пожара не обошлось, - качает головой Толеугазы Сексенбаев. - Огонь не дремлет, но и мы на страже. Пока снег не накроет сухой травостой - покой нам будет только сниться.

Надежда ПЛЯСКИНА, plyaskina@time.kz, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть