13291

Коза отпущения

В Петропавловске подходит к концу процесс над гениальной, если верить обвинительному заключению, преступницей. Бывший менеджер петропавловского филиала АО “Банк ЦентрКредит” Юлия МЕРЦ (на снимке), согласно обвинению, в 2003-2010 годах похитила в общей сложности 85 миллионов 869 тысяч 967 тенге! Выдержке и самообладанию этой женщины мог бы, наверное, позавидовать даже Штирлиц. Чего стоит только этот факт: полтора года - с момента выявления недостачи до возбуждения в отношении нее нескольких десятков (!) уголовных дел - она как ни в чем не бывало жила в Петропавловске! Не уехала в другой город с похищенными деньжищами и не покинула страну. Хотя как дочь репрессированного при советской власти поволжского немца давно могла бы жить в Германии, с которой у Казахстана нет договора о выдаче. Мало того, украв, по версии следствия, 600 тысяч долларов, она сумела не оставить никаких материальных следов своего обогащения! Не покупала предметы роскоши, автомобили и недвижимость, не делала и тайных банковских вкладов. А во время судебного процесса выяснилось так много интересного, что у присутствовавших в зале журналистов сложилось впечатление, что этих денег у Юлии Мерц... попросту никогда и не было.

Плановые проверки в петропавловском филиале АО “Банк ЦентрКредит” с 2003 года не выявляли недостачи, пока в начале 2010 года как снег на голову туда не свалилась команда аудиторов. Какие-то добрые люди из числа банковских работников будто бы подсказали им тогда, что ранее недостачи здесь якобы укрывались изготовлением так называемых денежных кукол. В результате проверяющие начали не просто пересчитывать опечатанные пачки денег в кассе, но еще и вскрывать их все подряд. Выявленная тогда недостача составила почти 2 миллиона в долларовом эквиваленте, и сотрудники местного ДКНБ возбудили уголовное дело. В отношении части пропавших денег они почему-то выделили материалы в отдельное производство, а за хищение порядка 190 миллионов тенге на скамью подсудимых отправилась группа сотрудников банка. Все они впоследствии получили свои сроки, а директор филиала Жумабек ХУСАИНОВ 14 февраля 2011 года по пункту “б” части 3 статьи 176 УК (хищение или растрата в крупном размере) был приговорен к 5 годам колонии общего режима с конфис­кацией имущества.
Юлия Мерц, работая менеджером по обслуживанию клиентов с чеками American Express, доступа к наличным деньгам в кассе не имела. Когда к ней приходил клиент с чеком, она сверяла указанные в нем данные с удостоверением личности и вводила в электронную банковскую систему 12-значный код чека, совершая так называемую его авторизацию. Когда система подтверждала подлинность чека по этому коду, клиент расписывался во второй его половине. И если подписи в обеих частях совпадали, Юлия Мерц выписывала расходный кассовый ордер, шла вместе с клиентом в кассу, передавала туда его удостоверение, чек и расходный ордер, после чего клиент сам деньги и получал.

Тучи над ее головой сгустились в конце лета 2011 года, когда финполовцы по выделенным в отдельное производство материалам начали возбуждать в отношении нее уголовные дела по эпизодам хищений с 2003 по 2010 год. В это время сама подозреваемая не только хладнокровно являлась на все допросы по первому требованию, но 19 сентября еще и принялась издеваться над молодым следователем финансовой полиции Алией САТЫМГАЛИЕВОЙ: выговаривала ей, будто бы та абсолютно ничего не понимает в финансах и банковском деле! Высокомерно поясняла, что простой менеджер не может воровать деньги в банке на протяжении 8 лет, во-первых, потому, что не имеет доступа к кассе, а во-вторых, в банке вообще никто не может так в одиночку воровать, чтобы хищение не вылезло ни в конце рабочего дня, ни во время ежемесячных, квартальных и прочих отчетов. А о каких-либо ее подельниках финполовцы даже и не заикались.
Юлия Мерц уверяла, будто бы дорожные чеки American Express с их 9 степенями защиты и 12-значным буквенно-цифровым кодом невозможно подделать! А если использовать данные уже оплаченных чеков и попробовать второй раз оформить по ним расходные ордера, то это сразу же, мол, вылезет, так как все данные вводятся в электронную систему и проверяются кучей людей. Все это умничанье Юлии Мерц даром не прошло. Из речи в прениях адвоката Негмата ЕСЕРГЕПОВА: “Следователь прямо при мне стала говорить ей, что если она себя так ведет, то она будет сегодня же арестована, что и случилось в тот же день”.
Арест обосновали тем, что подозреваемая может скрыться от следствия. Правда, никаких доказательств таких ее намерений, кроме предположений следователя, в деле не было, но сумма хищений в 85 миллионов тенге, видимо, действовала завораживающе как на прокуратуру, так и на суд, санкционировавший этот арест. Тем более что ко времени передачи дела в суд у следствия помимо вороха финансовых документов удачно появился и главный свидетель - Александр ЧЕРНЫЙ. Этот героиновый наркоман сидел в следственном изоляторе Петропавловска по обвинению в продаже наркотиков и на допросе 27 сентября 2011 года дал финполовцам показания, что лично слышал от некоего знакомого ему гражданина Капустина, как Юлия Мерц хвасталась тому своими хищениями денег в банке.

Но на процессе все пошло наперекосяк. Вдруг выяснилось, что из 192 документов, переданных 30 июля 2010 года сотрудниками КНБ в финансовую полицию, в деле отсутствуют 62 расходных ордера! На оставшихся 30 расходных ордерах, согласно почерковедческой экспертизе, стоит подпись не Юлии Мерц. А еще на 11 расходниках предположительно расписывалась она, но это предположение эксперта основывалось только на том, что в этих подписях первой стояла буква “М”, тогда как на всех остальных ее… вообще не было. К тому же выяснилось, что у самой Юлии Мерц образцы подписей для проведения экспертизы никто не брал! Для сравнения эксперт использовал некие другие ордера, которые Юлии Мерц никто для подтверждения ею своей подписи даже и не показывал. Главный и единственный свидетель обвинения тоже всех огорошил. Уже осужденный наркоман Александр Черный 13 декабря 2011 года заявил в суде, что дать во время следствия нужные показания против Юлии Мерц его вынудил угрозами оперативник следственного изолятора по фамилии ИСКАКОВ вместе с инспектором финансовой полиции Ержаном ЕСМАНОВЫМ. А на самом деле он, мол, ничего ни от кого про Юлию Мерц не слышал…
Оказалось, что и финансовые документы пришпиливались к обвинению без всякого разбора. Угодил туда даже... приходный ордер на 15 тысяч долларов! Еще одним доказательством хищений Юлии Мерц стали два перевода на 75 и 50 тысяч долларов, по ошибке безналом перечисленные не на те счета, а потом отправленные куда нужно. Как и документы о переводах Western Union, получатели которых никогда не предъявляли банку претензий. По воле следователей в хищения угодили даже проценты по банковским операциям!

В результате процесс подошел к довольно странному финишу. Осталось заслушать последнее слово подсудимой, а ни прокурор, ни представители банка так и не смогли назвать точную сумму похищенных денег! Никто не смог обозначить и способ, которым Юлия Мерц якобы похищала деньги. При всем при этом судья Айгуль МОЛДАБАЕВА (на снимке) ответила отказами на все ходатайства защиты о проведении дополнительной почерковедческой экспертизы, аудиторской проверки и информационной экспертизы жестких дисков компьютеров банка, чтобы выяснить, кто и как осуществлял проводки денег.
Защитник Юлии Мерц Негмат Есергепов раньше работал в службе безопасности одного из банков Алматы. Специализировался на противодействии различным способам хищений и мошенничеств в банковской сфере.
- Подделать дорожные чеки АЕ, имеющие такую же защиту, как и долларовые купюры, нельзя даже один раз, а о том, чтобы успешно заниматься этим на протяжении 8 лет, и речи нет. Невозможно и авторизовать несуществующий чек, введя в систему 12-значный код от фонаря. Но никто даже и не пытается объяснить, каким образом Юлия Мерц похищала деньги практически! - возмущается Негмат Есергепов. - Получается, по логике следователя, Мерц каким-то непостижимым образом 8 лет обманывала защиту крупнейшего банка США! Наугад загоняла в систему несуществующие коды, распечатывала расходники, договаривалась с кассой и подельниками, вытаскивала деньги, а потом каким-то фантастическим образом умудрялась изготовить сами чеки с 9 степенями защиты и отправлять их копии в центральный офис АО “БЦК” в Алматы, ни разу за все время не попавшись. Но тогда должны быть и подельники, а
никто - несколько десятков человек, получавших наличку в кассе по расходникам, - почему-то не ищет, хотя все данные их имеются.  Никто не привлекает и кассира с главным бухгалтером. Складывается впечатление, что деньги были просто взяты кем-то из кассы, эта недостача кочевала из года в год, а когда она вылезла, ее пытаются повесить на менеджера Мерц, объяснив мошенничеством с чеками. В чем здесь интерес других банковских работников, понятно, а вот почему ничего не желают видеть финполовцы, это вопрос…

Виктор МИРОШНИЧЕНКО, фото автора, Петропавловск, тел. 8-7772588479, e-mail: mukomol@mail.kz

Поделиться
Класснуть