11710

Гниёт? Горит!

Второй год подряд Иле-Алатауский национальный парк оказывается под ударом стихии. В прошлом году невиданные доселе ураганы уничтожили около 100 тысяч деревьев, а в этом разбушевался огонь: в среду вечером на горе Мохнатка в урочище Медео начался сильнейший пожар, потушить который удалось лишь вчера около 13 часов.

В четверг в борьбе со стихией были задействованы более 500 пожарных, 56 единиц наземной техники и три вертолета. Однако сильный ветер, крутые склоны горы, на которые не могут заехать пожарные машины, а также поваленные прошлогодними ураганами деревья сильно осложняли работу огнеборцев. На месте ЧП в тот день побывал Асылжан МАМЫТ­БЕКОВ - глава Минсельхоза, в ведении которого находится Иле-Алатауский национальный парк.

- В настоящее время пожар занимает площадь около 20 гектаров, - сказал он журналистам. - Горит в семи очагах. Учитывая, что ветер северо-западный, угрозу представляют только два очага. Сейчас принято решение устанавливать заградительный барьер, окапывать, чтобы в случае изменения направления ветра пожар не распространялся дальше. Причины пожара выясняются. Но сейчас уже известно, что возник он в том месте, которое уже было очищено от завала. И, учитывая, что здесь активная туристическая зона, очень много людей здесь отдыхает, скорее всего, это человеческий фактор - брошенный окурок или костер.
По информации пресс-службы МЧС, из детского лагеря “Горное солнце” были эвакуированы 295 человек, в том числе 261 ребенок. Большинство детей родители забрали домой. Однако в лагере отдыхали не только алматинцы: 74 ребенка и 12 взрослых из Атырауской и Алматинской областей временно разместили в школе-интернате №17 г. Алматы.

В пятницу утром МЧС сообщило, что площадь выгоревшего участка составила 21 гектар. Основные очаги возгорания к тому времени уже были ликвидированы, остались локальные. А к середине дня стало известно, что пожар наконец-то потушен.
Сейчас Алматинская областная территориальная инспекция лесного и охотничьего хозяйства Минсельхоза совместно с органами противопожарной службы Алматинской области проводят служебное расследование с целью выяснения причин возникновения пожара и установления суммы материального ущерба.
Надо полагать, последует серьезный анализ произошедшего, состоится разбор полетов. Но главный вывод, по мнению властей южной столицы, очевиден.
Пожар на горе Мохнатка, с которым сутки с лишним боролись сотрудники службы пожаротушения и департамента по ЧС, - не только стихийное бедствие, но и результат банальной недальновидности и просчета министра Мамытбекова, который год назад красиво решил сэкономить бюджетные средства. В противном случае он бы не принял то решение, обернувшееся сегодня природной катастрофой.

Напомним, 17 мая и 27 июня 2011 года на урочище Медео и Иле-Алатауский национальный парк обрушились ураганы небывалой силы, повалившие более 100 тысяч деревьев.
Через 16 дней после первого урагана аким Алматы Ахметжан ЕСИМОВ выступил с тревожным заявлением: поваленные деревья создают пожароопасную ситуацию.
- Вечером ветер продувает наш город, - заявил тогда мэр. - Если сейчас там начнутся пожары, то этот ветер принесет нам не прох­ладу в наш город, а дым. Второе. Эти поваленные деревья перекрывают русла маленьких речек и могут создать накопители воды. Эти накопители могут рвануть и создадут селеопасную обстановку. Третье. Зимой возникает лавинная опасность, так как деревья сдерживали снег. Где специалисты? Что делают профильные институты? Необходимо срочно начать расчистку. Необходимо строить дороги на склоны, продумать, как будут спускаться стволы деревьев.
Однако выступление акима осталось без внимания. В свою очередь, Министерство сельского хозяйства бодро отрапортовало, что восстановительные работы в мес­тах, где бушевали ураганы, планируется завершить к 2014 году. Аграрное ведомство тогда также сообщило, что на полное восстановление леса потребуется... до 150 лет (!), так как хвойные деревья и тянь-шаньская ель растут медленно.
Но более всего удивила позиция министра Мамытбекова, который предложил оставить поваленные деревья на склонах гор.
- Мы здесь должны подходить без всяких авралов и без всякого ажиотажа, с хорошо продуманной, научно обоснованной технологией расчистки, - пояснил тогда глава Минсельхоза свою позицию. - Во всем мире такие ветровалы не расчищаются, а оставляются, и природа сама решает путем разложения, гниения. И таким образом не нарушается почва.

Пресс-секретарь акимата Алматы Сергей КУЯНОВ (на снимке) и сегодня не скрывает разочарования и горечи, вспоминая прошлогоднее лето:
- Была идея отдать это все (уборку поваленных деревьев. - М.А.) бизнесу. У нас на тот момент было 26 частных компаний, которые занимались деревооб­работкой. Кто-то мебель делал, кто-то строил дома, бани и т.д. Но тут почему-то запротестовала прокуратура. Эта идея провалилась. Все это в разных формах длилось очень долго. В середине лета аким разговаривал с премьер-министром Каримом МАСИМОВЫМ, и он сказал, что готов выделить деньги. Весь вопрос был в том, чтобы Минсельхоз принес проект постановления на выделение, чтобы премьер его подписал. Минсельхоз нес этот проект не­­­с­колько месяцев.

А спустя год “научно-обоснованная” технология расчистки лесозавалов г-на Мамытбекова привела к пожару.
- 22 августа при мне аким вызвал директора Иле-Алатауского парка и спросил, как идут дела, - вспоминает Сергей Куянов. - Тот показал какие-то бумаги, сводки, как у него этот лес там спускается и вывозится. Аким еще раз сделал ему замечание и сказал: вы работаете очень медленно, сейчас жарко, и в любой момент все может загореться. Это было в 17.00, а пять с половиной часов спустя случилось то, что случилось...
Если бы поваленные деревья убрали вовремя, вняв доводам Ахметжана Есимова, который в свое время, к слову, возглавлял Минсельхоз, сегодняшней трагедии на Мохнатке наверняка можно было бы избежать, убеждены в городском акимате.
- В четверг чеэсники жаловались, что они не могут потушить пожар, потому что там куча поваленного сухого леса, который горит как порох при такой жаре, - продолжает пресс-секретарь акима. - А все только потому, что наше замечательное Министерство сельского хозяйства в свое время заняло такую “принципиальную” позицию... Нам просто повезло, что загорелось там, а не в другом месте. Повезло, что успели эвакуировать лагерь с детишками.

Мадина АИМБЕТОВА, Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Ляззат ТАЙКИНОЙ-ТРЕТЬЯКОВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть