⇧ Наверх
"Золотая линия" Астаны - экскурсия по центру столицы Казахстана

ГСМ: Хорошая новость и плохая

Аскар ДЖАЛДИНОВ

Внутренний рынок нефтепродуктов в Казахстане переживает очередной скачок и снижение цен одновременно. Если на днях на заправках стоимость бензина марки АИ-92 снизилась на 4 тенге и составила в среднем 159 тенге за литр, то дизельное топливо поднялось почти на 10 тенге и теперь стоит 150 тенге за литр. От такого аттракциона невиданной щедрости в определенном шоке прибывают казахстанские автолюбители, а отечественные фермеры наоборот – недоумевают.
Но, оказывается, всему есть объяснения. Начнем с дизельного топлива. Исходя из официального ответа Министерства энергетики, получается, что на рост цены повлияли сами весенне-полевые работы. Согласно расчетам самих аграриев, акиматов регионов и Министерства сельского хозяйства на посев в этом году по Казахстану выделяется 375 тысяч тонн солярки. Больше 30 процентов уже доставили по адресам. В марте при среднерыночной цене дизтопливо 167 тысяч тенге за тонну – это 140 тенге/литр, для сельхоз товаропроизводителей цену установили на уровне 156 тысяч тенге за тонну, или 130 тенге за литр. Скидка ощутимая – 10 тенге с литра, правда это оптовая цена с самого нефтеперерабатывающего завода.
Но с 1 апреля участники рынка, то есть ресурсодержатели, подняли цену на льготную солярку до 134 тенге за литр, а рыночную стоимость установили на заправках – 150 тенге. Естественно, фермеры, до этого привыкшие к стабильной цене, которая не менялась в течение года в предыдущие сезоны, стали сильно возмущаться. От Союза фермеров Казахстана посыпались письма во все инстанции с просьбой разобраться и снизить еще немного цену на льготную солярку. Но у нефтепереработчиков есть тому вполне резонные объяснения.
- В первую очередь напомню всем, что государственное регулирование цен на дизельное топливо у нас отменили еще в 2016 году. Теперь рынок сам определяет стоимость. А цена на льготное дизельное топливо и объемы поставок согласовываются непосредственно с Министерством сельского хозяйства, - рассказывает директор департамента нефтяной промышленности Минэнерго РК Куаныш КУДАЙБЕРГЕНОВ. – Еще в марте, когда мы подписывали меморандум, всех фермеров и Минсельхоз предупреждали, что в апреле мы возможно будем пересматривать цену на дизельное топливо. Стоимость изменилась за счет роста потребления в строительстве, транзитного транспорта, горно-металлургического комплекса. Весной же работа увеличивается не только у сельхозников. Покажу вам элементарную арифметику. Если месячный объем потребления по стране составляет в среднем 370 тысяч тонн и казахстанские НПЗ полностью покрывают внутреннюю потребность, то в весенний период расход растет до 500 тысяч тонн в месяц. Из этого объема мы забираем до 120 тысяч тонн дизельного топлива со льготной ценой для нужд сельского хозяйства. Недостающую часть участники рынка закупают импортом у производителей России. А там сейчас цена 233 тенге за литр. Поэтому компании вынуждены разбавлять цену с себестоимостью казахстанского топлива и немного поднимать ее. Еще отмечу принципиальный момент – льготные расценки ставятся исключительно на добровольной основе самих компаний-поставщиков на рынке. Законодательно мы их никак не заставляем.
При этом, по словам Куаныша Кудайбергенова, опасаться за то, что может возникнуть дефицит топлива в стране не стоит. НПЗ справляются с нужным объемом потребления. Даже несмотря на то, что Шымкентский нефтеперерабатывающий завод вышел на плановый ремонт для завершения модернизации.
А теперь что касается снижения цены на бензин АИ-92. Первыми в Казахстане ценники изменила сеть заправок «КазМунайГаз». С 12 апреля нацкомпания скинула 4 тенге с литра и теперь продает населению по 159 тенге вместо 163. И сейчас ожидается, что их примеру последуют другие крупные сети АЗС. Как объясняют в КМГ, снижение пошло за счет увеличения производства казахстанского бензина. После модернизации Атырауский нефтеперерабатывающий завод включил установку каталитического крекинга на полную мощь и стал производить бензин больше и качественнее. Ожидают, что скоро объем производства нарастит и Павлодарский нефтехимический завод.

Аскар ДЖАЛДИНОВ, Астана

Загрузка...
Астропрогноз
с 19 по 25 апреля

Золотые слова

«- Быть пациентом у этих полуживых, полуподвижных организаций желания, наверное, ни у кого из нас не возникает. »

Владислав КОСАРЕВ, депутат мажилиса:
Сказано по поводу результатов структурных реформ в системе здравоохранения.
Вопрос на засыпку

Часто ли вы приобретаете товары в интернет-магазинах?

Картинки с Олимпа
от Владимира Кадырбаева

 
Новости партнеров