2886

Энергозапасы впрок

От профицита электроэнергии к возможному дефициту. Судя по динамике потребления электричества, именно по такому сценарию может развиваться в ближайшей перспективе энергетический рынок Казахстана. Как не допустить потенциальной нехватки электроэнергии в стране, представители электроэнергетического холдинга «Самрук-Энерго» рассказали и показали на примере двух Экибастузских ГРЭС.

Энергозапасы впрок

Сегодня, когда в работе находятся семь энергоблоков, Экибастузская ГРЭС-1 вырабатывает 3,5 тысячи мегаватт электроэнергии – по 500 мегаватт каждый энергоблок. Но мощность электростанции – 4 тысячи мегаватт электроэнергии. Изначально выйти на этот показатель планировалось в 2024 году. Но планы пришлось изменить.

- Последний год мы видим тенденцию к увеличению объемов потребления электроэнергии внутри страны. В цифрах этот показатель увеличился на 7 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На взгляд обывателя цифра кажется незначительной. Но для отечественной энергетической отрасли эти 7 процентов имеют достаточно большое значение. А с учетом того что государство продолжает наращивать свои промышленные объемы, строя новые заводы и развивая майнинг, уже в ближайшей перспективе может возникнуть дефицит электроэнергии, - поделился своим видением энергетического завтра Казахстана управляющий директор по производству и активам отечественного электроэнергетического холдинга Серик ТЮТЕБАЕВ.

Такое завтра, конечно, не обнадеживает. Чтобы предупредить возможную нехватку энергомощностей, акционерам АО «Самрук-Энерго» пришлось подкорректировать свою инвестиционную программу по повышению энергобезопасности страны, на чем, кстати, регулярно акцентирует внимание Президент, в том числе и в своем последнем Послании народу Казахстана.

Самая главная корректировка – сокращение сроков восстановления первого энергоблока на Экибастузской ГРЭС-1. Напомним, в годы экономического кризиса конца прошлого века три энергоблока станции были заморожены до лучших времен. Лучшие времена настали в 2012 году, именно тогда запустили в работу первый из неработающих блоков – восьмой, еще через два года – второй. Восстановить последний энергоблок хотели в 2017-м, но из-за отсутствия потребности на тот момент в электроэнергии перенесли это событие на 2024 год.

Сегодня электроэнергию Казахстан потребляет много и чтобы ее не стало мало, завершить строительство первого энергоблока в АО «Самрук-Энерго» хотят уже в 2023 году. Стоимость проекта – 110 миллиардов тенге.

Сейчас работа на первом энергоблоке в самом разгаре. Как рассказал генеральный директор ГРЭС-1 Едил КОПЕНОВ, начали с котельной и турбинной, старое оборудование демонтировано почти все.

Большие перемены ожидают и Экибастузскую ГРЭС-2. После того как фонд «Самрук-Казына» в декабре 2019 года выкупил часть акций у российского «Интер РАО ЕЭС» на совете директоров почти сразу же решили реконструировать энергоблок №3. Это даст «Самрук-Энерго» еще плюс 636 мегаватт электроэнергии, а вместе с реконструированным блоком №1 на ГРЭС-1 мощности крупнейшего электроэнергетического комплекса страны увеличатся на 1136 мегаватт. Таковы планы АО «Самрук-Энерго» до 2025 года, когда на Экибастузской ГРЭС-2 будет запущен третий энергоблок. Цена вопроса пока 500 миллиардов тенге, из которых на сто миллиардов уже закупили оборудование. Но эта стоимость по причине удорожания стройматериалов может варьироваться. Кроме этого председатель правления АО «Станция Экибастузская ГРЭС-2» Даурен САГИДУЛЛА не исключает возможность строительства и энергоблока №4.

Увеличение электромощностей на Экибастузских ГРЭС потребует и больших объемов сырья. Углем станции снабжает ТОО «Богатырь Комир», которое ведет добычу на двух разрезах – «Богатырь» и «Северный». Это 42 миллиона тонн угля в год на два разреза. Уже сегодня этого количества недостаточно для выработки 3500 тысяч мегаватт электроэнергии на ГРЭС-1 и тысячи мегаватт – на ГРЭС-2. Станциям приходится докупать сырье у других предприятий. Что уж говорить про обеспечение сырьем дополнительные 1136 мегаватт, которые получит «Самрук-Энерго» после завершения всех своих проектов в Экибастузе! Об этом в электроэнергетическом холдинге тоже подумали заранее. С 2019 года на разрезе «Богатырь» внедряют новую циклично-поточную технологию, исключающую использование железнодорожного транспорта.

- Уже на сегодняшней глубине в 270 метров использовать для транспортировки угля железную дорогу нерентабельно. А проект добычи предусматривает работы на глубине еще больше - в 400 метров, - рассказывает главный менеджер проекта циклично-поточной технологии ТОО «Богатырь Комир» Сергей УГАРКИН. - Модернизация добычи и переход на конвеерную систему транспортировки позволит снизить расходы предприятия, а самое главное - увеличится производительность. После реализации проекта в 2022 году «Богатырь» будет давать на восемь миллионов тонн угля больше, чем сейчас.

Ирина ВОЛКОВА, фото пресс-службы АО «Самрук-Энерго», Павлодар

Поделиться
Класснуть