2477

Мимо кассы - в карман

Выполнить требования Касым-Жомарта ТОКАЕВА по устранению частных монопольных операторов будет непросто, так как через такие "прокладки" между государством и гражданином миллиарды денег стекаются в частные карманы.

Мимо кассы - в карман

После того как 11 января президент Касым-Жомарт Токаев поручил лишить "Оператора РОП" монопольного права на осуществление утильсбора, страна впервые поверила в перемены. После чего Агентство по защите и развитию конкуренции получило прямое поручение провести анализ целесообразности продолжения деятельности подобных структур. По мнению главы государства, засилье всякого рода операторов негативно влияет на развитие рынка и давно требует пересмотра действующих механизмов регулирования.

Сегодня в стране действуют более 50 субъектов, которые наделены исключительными правами, что затрудняет контроль над результатами их финансово-хозяйственной деятельности. Причем порочную практику работы таких компаний можно найти во всех сферах: уполномоченные на реализацию специальных экономических функций компании есть и на сырьевом рынке, и в предпринимательстве.

"…Необходимо на законодательном уровне установить запрет на осуществление экономических функций государства частными монопольными операторами," - призывает Токаев. Для этого требования есть все основания: насколько сильно казахстанский рынок страдает, можно судить по количеству коррупционных скандалов, в которых замешаны компании, выполняющие роль частного регулятора или оператора от имени государства в рамках ГЧП.

Чтобы обыкновенный человек осознал, что это не "где-то там, далеко", а напрямую касается жизни каждого, достаточно понять, что деятельность таких "прокладок", скажем на рынке закупки медикаментов, оплачена не только ценой миллиардов в частные карманы назначенных государством операторов, но и сотнями смертей от недостатка лекарств в начале пандемии. Многомиллиардные нарушения, допущенные ТОО "СК-Фармация" при закупке лекарств и медицинских изделий, а также средства, потерянные при уничтожении препаратов из-за истекшего срока годности - это, как оказалось, еще не беда. Ужас случился, когда казахстанцы в период первой волны COVID-19 умирали, не имея доступа к нужным лекарствам. В июне 2020 года, в пик пандемии, с аптечных прилавков исчезли элементарные средства: жаропонижающие и противовирусные препараты, антибиотики, которые для многих стали бы спасением. При этом весь список лекарств первостепенной важности находился на руках у перекупщиков, которые продавали их по завышенным в разы ценам. Президент Токаев еще тогда сообщил о клановых интересах, которые невозможно не заметить вокруг "СК-Фармации". В июле того же года в Facebook опубликовали скриншот с Instagram-странички супруги главы ФСМС, где она не без гордости поделилась со своими подписчиками, что муж подарил ей 12-й автомобиль. В фонде ответили на критику в соцсетях и рассказали, как председатель правления ФСМС Айбатыр Жумагулов заработал свое имущество. Ответ был, мягко говоря, скомкан и неубедителен.

Двенадцатый автомобиль на фоне смертей от нехватки лекарств при монополизации госфункции закупок "оператором-прокладкой" представляется истинным портретом осуществления экономических функций государства частными монопольными операторами.

Конечно, не каждый пример господряда на перекачку денег граждан в частный карман оплачен жизнями. Иногда речь идет "всего лишь" о миллиардах наших с вами денег. Примеров множество. Рассмотрим ТОО "Алматы спецтехпаркинг сервис". Компания обеспечивает автомобилистам возможность платной парковки на улицах Алматы, при этом доход, получаемый от жителей города, идет не в городской бюджет, а в карман "Алматы спецтехпаркинга". По логике вещей эти деньги надо бы использовать на дальнейшее благоустройство города, строительство подземных парковок, озеленение и создание пешеходных и парковых зон. Но они оседают в частных карманах. Еще один показательный пример - антимонопольные расследования о так называемом "последнем километре". По сообщению главы Агентства по защите и развитию конкуренции Серика Жумагарина, одно из казахстанских ТОО приватизировало подъездные пути вокруг угледобывающего предприятия "Богатырь Комир" и взимало плату за проезд по дорогам протяженностью чуть более двух километров. Только в 2020 году за оказание этой "услуги" компания, приватизировавшая подъездные пути, получила 3,2 млрд тенге. Кто, как и с какой целью построил подобные схемы? Вопрос повисает в воздухе, но ответ, в общем-то, очевиден. Есть еще одна похожая история: мангистауский департамент Агентства по защите и развитию конкуренции расследует ситуацию, где более 18 километров подъездного пути к порту принадлежат компании "Каскор-Транссервис", которая устанавливает за проезд свои тарифы. Взглянем на другой рынок: ТОО "Центр Учета Ставок" объявило, что будет собирать 3,98 процента с каждой ставки на исход спортивных мероприятий в карман частной организации совместно с партнером, который входит в состав иностранного оффшорного холдинга. Но в этом случае известны ответы на вопрос "кто и зачем это придумал?": создатель схемы и бывшие учредители ТОО, которому должны отчисляться деньги с каждой операции, уже проходили по коррупционному скандалу. Но схему откачки денег в частные карманы успели встроить в законодательство, и теперь новому правительству и министрам предстоит иметь дело с наследием в виде "прокладок".

Про "операторов-прокладок" строительного рынка и говорить не стоит - тема настолько лежит на поверхности, что президент Токаев даже не счел нужным упоминать названия компаний. "Прошу правительство совместно с Агентством по защите и развитию конкуренции принять пакет мер по демонополизации строительного рынка и конкурентного развития. Имена строительных компаний, которые постоянно выигрывают тендеры, а затем передают строительные проекты субподрядным компаниям, а те - суб-субподрядным, хорошо известны. Поэтому отдельно не буду останавливаться на этом", - заявил Токаев. Казахстанский рынок разорван на "прокладки" во всех отраслях - свое ТОО, действующее на принципах государственно-частного партнерства, сегодня существует практически в каждой индустрии и работает на чьи-то частные карманы.

Единственный способ остановить это безобразия - сделать все эти "операторы-прокладки" незаконными. Во всех цивилизованных странах в разные периоды истории были разработаны различные методы, направленные на ограничение влияния монополий. На этот раз слова президента Касым-Жомарта Токаева должны стать отправной точкой и для нашей страны. Мы получим новый Казахстан только в том случае, если нам удастся снизить влияние монополий или, как сказал президент, "…полностью избавиться от них". Мы поверили в перемены к лучшему после того, как президент поручил лишить "Оператора РОП" монопольного права на осуществление утильсбора. Судя по количеству таких "операторов-прокладок" в разных отраслях экономики, нашей вере предстоит еще много испытаний.

Карим КАДЫРБАЕВ, Алматы

Поделиться
Класснуть