7161

"АЗИЯ АВТО" подводит итоги 15 лет работы

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев за рулем казахстанской "Нивы", 2003 г.

Усть-каменогорский автосборочный завод "АЗИЯ АВТО" подводит итоги 15-летней деятельности. Полтора десятилетия назад в преддверии главного национального праздника - Дня независимости Казахстана - был одобрен запуск мощностей первого предприятия казахстанского автопрома.
Это событие стало точкой отсчета новой для Казахстана отрасли. За период своей работы завод "АЗИЯ АВТО" выпустил более 128 тысяч автомобилей LADA, SKODA, Chevrolet и KIA. Четыре из пяти легковых автомобилей, выпущенных на территории Казахстана за минувшие 15 лет, сделаны в Усть-Каменогорске. Две трети всех покупателей авто локального производства сегодня предпочитают модели "АЗИЯ АВТО".
Предприятие, открывшее историю казахстанского автопрома, и в 2017 году выступает главным драйвером развития отрасли: на долю "АЗИЯ АВТО" приходится 72% выпуска легковых автомобилей, 63% суммарного отраслевого выпуска и 83% экспортных поставок казахстанской автомобильной техники. Производительность завода по добавленной стоимости превышает средний показатель казахстанской экономики в 5 раз.
Суммарные инвестиции акционеров "АЗИЯ АВТО" в развитие производства за 15-летний период превысили 40 млрд тенге. Завод продолжает расширение производственной линейки, внедрение новейших технологических решений, освоение внешних рынков сбыта, а новые мощности полного цикла, строительство которых ведется в Усть-Каменогорске, станут крупнейшим экспортно-ориентированным производством в несырьевом секторе казахстанской экономики.

Первый казахстанский

Сборка внедорожника LADA 4x4 на конвейере "АЗИЯ АВТО"9 декабря 2002 года на мощностях первого в Казахстане автомобильного завода "АЗИЯ АВТО" стартовал серийный выпуск внедорожника ВАЗ-2121 "Нива", открывшего историю казахстанского автопроизводства. Первый автомобиль, произведенный на территории республики, не только занял место наиболее востребованной казахстанцами полноприводной модели - его появление доказало: страна обладает потенциалом, необходимым для развития собственного автопрома.
Сегодня легендарный внедорожник "Нива", уже в модернизированной версии, известен под именем LADA 4X4, но по-прежнему с внушительным отрывом возглавляет рейтинг наиболее востребованных казахстанцами автомобилей локального происхождения: с начала 2017 года на долю LADA 4X4 пришлась почти четверть совокупного сбыта предприятий казахстанского автопрома.

Создав первое в стране автопроизводство совместно с российским АВТОВАЗом, команда "АЗИЯ АВТО" очень скоро завоевала доверие лидеров глобальной автоиндустрии.
В 2005 году технологическим партнером завода стал европейский концерн Skoda Auto, а в июне 2007 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев открыл церемонию запуска производства автомобилей марки Chevrolet. Спустя три года к числу партнеров "АЗИЯ АВТО" присоединился четвертый по величине мировой производитель - корейский концерн KIA Motors.

В 2014 году с конвейера завода сошла первая в истории казахстанского автопрома партия электромобилей. В качестве дебютной модели был выбран кроссовер KIA Soul EV. В рамках EXPO-2017 в Астане "АЗИЯ АВТО" представил еще два новейших экомобиля - электрическую и газовую версии бестселлера LADA Vesta.
Сегодня завод предлагает казахстанцам 23 модели четырех марок: от компактных хетчбэков до представительских седанов, семейных минивэнов и надежных внедорожников.
Новейшие предложения технологических партнеров поступают на усть-каменогорский конвейер вслед за их премьерами на международных автошоу в Нью-Йорке, Париже, Женеве. Только в течение 2017 года заводом освоен выпуск новых генераций моделей Сhevrolet Aveo, KIA Optima и KIA Cerato, лифтбэков Skoda Rapid и Skoda Octavia, кроссоверов KIA Sportage, KIA Soul и Chevrolet Captiva, бизнес-седана Skoda Superb и представительского седана KIA Quoris.
В ближайшее время завод представит обновленный седан KIA Rio, фастбэк KIA Stinger, кроссоверы KIA Sorento и Skoda Kodiaq, а также Lada Vesta в кузове-универсале - SW и SW Cross.

Отраслеобразующее предприятие

За период деятельности "АЗИЯ АВТО" с его конвейера сошли более 128 тысяч автомобилей общей стоимостью 393 млрд тенге. Более 81% легковых автомобилей, выпущенных на территории Казахстана за минувшие 15 лет, сделаны в Усть-Каменогорске. Уже к концу первого десятилетия работы завод возглавил список крупнейших предприятий машиностроительной отрасли, а суммарные инвестиции акционеров "АЗИЯ АВТО" в развитие производства сегодня превышают 40 млрд тенге.

Предприятие, открывшее историю казахстанского автопрома, и в 2017 году выступает главным драйвером развития отрасли: на долю "АЗИЯ АВТО" приходится 72% выпуска легковых автомобилей и 63% суммарного отраслевого выпуска. Свыше 67% всех покупателей авто локального производства сегодня предпочитают модели "АЗИЯ АВТО" (итоги 10 мес. 2017 г.). Каждый четвертый новый автомобиль, реализуемый в Казахстане, собран руками усть-каменогорских заводчан.
Предприятие является абсолютным лидером казахстанской промышленности и по ключевому индикатору экономической эффективности - производительности труда. На одного работника "АЗИЯ АВТО" приходится 24 млн тенге добавленной стоимости в год. Эта цифра превосходит средний показатель казахстанской экономики в 5 раз. При этом уровень оплаты труда на предприятии в 1,5 раза превышает среднее значение заработной платы в Восточно-Казахстанском регионе. Коллектив холдинга "БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО", производственным ядром которого является завод, насчитывает свыше 4,5 тыс. работников.

Экспортный драйвер

Успехи казавтопрома на экспортном направлении также обеспечены деятельностью "АЗИЯ АВТО". В 2017 году завод успешно наладил поставки внедорожников LADA на рынок Китая - первая тысяча автомобилей усть-каменогорской сборки нашла своих владельцев в КНР. Сегодня на долю "АЗИЯ АВТО" приходится 83% всех экспортных поставок казахстанской автомобильной техники. Пилотные партии автомобилей усть-каменогорской техники отправлены также на рынки Туркменистана, Кыргызстана и Объединенных Арабских Эмиратов.

Технологии Connected car

В юбилейном году "АЗИЯ АВТО" первым и единственным в казахстанском автопроме приступил к внедрению технологий Connected car и Big Data. Теперь владельцы "умных автомобилей" усть-каменогорского производства могут дистанционно управлять личным транспортом с помощью смартфона. Телематическая система, которой оснащаются отечественные авто, позволяет дистанционно следить за техническим состоянием автомобиля, управлять двигателем, отслеживать скорость, температуру снаружи и внутри автомобиля, подавать сигнал и выполнять многие другие команды при помощи мобильного приложения на экране личного смартфона. Проекты в области цифровизации, начатые командой "АЗИЯ АВТО", откроют новые возможности как для потребителя, так и для отрасли в целом.

Будущее отрасли

Новым этапом в развитии казахстанского автопроизводства станет запуск автопромышленного кластера, строительство которого холдинг "БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО" ведет на новой площадке в Усть-Каменогорске. Его создание обеспечит выпуск 120 тыс. автомобилей в год в режиме полного цикла.
Строительство крупнейшего в истории казахстанского машиностроения производственного комплекса развернулось на территории в 523 гектара. На этой площадке разместятся мощности сварки, окраски, сборки автомобилей, а также технопарк по выпуску автокомпонентов.
На текущем этапе холдингом "БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО" инвестировано в проект свыше $62 млн. собственных средств. На площадке ведутся работы по строительству производственных цехов, завершается формирование инженерной инфраструктуры: сетей электроснабжения, водо- и теплоснабжения, дорожной сети.
С выходом на проектную мощность новое производство позволит создать 12 тысяч новых рабочих мест. Согласно расчетам Института экономических исследований при Министерстве национальной экономики РК, проект обеспечит годовой прирост республиканского ВВП на $1,1 млрд (+0,4%).
Основными рынками сбыта продукции будущего производственного комплекса станут Казахстан, страны Евразийского союза, а также республики Центральной Азии. Группой компаний "БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО" уже развернута собственная сервисно-сбытовая сеть на рынке России, насчитывающая 15 автоцентров в 11 городах. С запуском новых мощностей созданная инфраструктура позволит организовать поставки казахстанских автомобилей в регионы России.
Благодаря соглашениям, достигнутым с технологическим партнером проекта - альянсом Renault-Nissan-Mitsubishi в лице ПАО "АВТОВАЗ", новые мощности станут крупнейшим экспортно-ориентированным производством в несырьевом секторе отечественной экономики и наиболее масштабным машиностроительным производством в истории Казахстана.

Председатель совета директоров АО "АЗИЯ АВТО" Анатолий Балушкин:

- Благодаря личной поддержке президента и команды правительства полтора десятилетия назад мы создали с нуля современное, высокотехнологичное производство. В короткие сроки "АЗИЯ АВТО" стал локомотивом машиностроительного комплекса страны и лидером производительности. Но что еще более значимо - 15 лет назад мы дали старт становлению новой отрасли: сегодня в республике шесть площадок, выпускающих автомобили. Однако "АЗИЯ АВТО" остается ядром казахстанского автопрома, обеспечивая две трети совокупных отраслевых объемов. В развитие мощностей и инфраструктуры мы инвестировали уже 40 млрд. тенге - и это собственные средства.
Несмотря на сложную рыночную ситуацию, в 2014-2017 годах мы инициировали целый ряд перспективных проектов. Именно с усть-каменогорского конвейера сошел первый электромобиль казахстанской сборки. В 2017 году мы начали оснащать наши машины инфокоммуникационными системами. В юбилейном году завод выпустил вдвое больше продукции, чем за предыдущие 24 месяца. Мы совершили прорыв и на экспортном фланге - успешно начаты поставки в Китай.
В 2018 году мы не только продолжим расширение портфеля выпускаемых автомобилей - в Усть-Каменогорске будет освоено производство собственной спецтехники, разработанной нашими конструкторами.
На следующие полтора десятилетия мы ставим перед собой еще более амбициозные задачи. Мощности полного цикла, которые мы строим на новой усть-каменогорской площадке, позволят повысить локализацию отечественных автомобилей и создать экспортно-ориентированное производство № 1 в несырьевом секторе. У нас мощные партнеры, богатейший опыт и достаточно сил для реализации этого замысла.

Поделиться
Класснуть