2811

Проблемы отечественной геологоразведки

Глава национальной горнорудной компании «Тау-Кен Самрук» Канат Кудайберген в интервью Tengrinews рассказал, с какими проблемами сталкиваются недропользователи в Казахстане, почему иностранные инвесторы с настороженностью относятся к участию в казахстанских проектах и почему казахстанская «горнорудка» нуждается в инвестициях извне.

Проблемы отечественной геологоразведки

По словам Каната Кудайбергена, Казахстан считается очень интересным регионом с точки зрения геологии: земля богата природными ресурсами, при этом запасы полезных ископаемых имеют исторические подтверждения. Причем это не только советские исследования, но и данные, полученные иностранными геологическими службами, например, английскими, которые до революции в Казахстане вели активную работу в сфере добычи и геологии.

«В Казахстане создан комфортный инвестиционный климат, стабильная политическая и экономическая ситуация; на основе положительного опыта Западной Австралии разработан и принят Кодекс «О недрах», основной принцип которого – «первый пришел, первый получил лицензию». Однако иностранные инвесторы часто делают выбор не в пользу Казахстана, вкладываясь, например, в проекты в той же Африке - ЦАР, Либерия, Намибия… список можно продолжить. Почему так происходит? Почему инвесторов не останавливает политическая и экономическая нестабильность в этих странах? Объяснение одно: во всех этих странах имеется доступ к информации, есть цифровые общедоступные банки данных. Если открыть, скажем, сайты геологической службы той же Намибии или Либерии, то мы увидим геологические карты с оцифрованными данными обо всех проведенных ранее исследованиях и полным описанием тех или иных участков. То есть даже дистанционно можно дать предварительную оценку месторождениям.

У нас же происходит совсем по-другому. В архивах хранятся исторические геологические отчеты, причем в бумажном виде. Их нельзя копировать или фотографировать - данные необходимо выписывать вручную. Иногда у специалистов уходят недели и даже месяцы на работу с архивами. Затем, после того как находятся интересные территории, формируются заявки в МИИР. Согласно Кодексу «О недрах и недропользовании» в течение 10 дней должна быть выдана лицензия. Однако на данном этапе возможен отказ, если выяснится, что участки находятся на территории, где запрещаются работы, связанные с недропользованием. Приходится корректировать заявку и повторно подавать заявки в МИИР. Но и получение лицензии не является гарантией того, что компания-недропользователь сможет начать запланированные работы: прецеденты, когда выдавались лицензии, по которым нельзя работать, у нас были совсем недавно. Получается, из-за отсутствия доступа к информации тратятся и государственные ресурсы, и ресурсы компаний-недропользователей, и время. То есть по закону условия как бы созданы, а фактически – нет».

Засекреченность геологической информации, отсутствие открытой цифровой базы геологических данных, по мнению Каната Кудайбергена, создает сложности в работе недропользователей.

Отдельно Канат Кудайберген остановился на проблеме международной конкуренции на инвестиционном рынке.

«На мировом инвестиционном рынке сейчас очень высокая конкуренция, я бы даже сказал, идет настоящая охота за инвесторами. И Казахстан не должен проиграть в конкурентной борьбе за инвестиции, в том числе в геологоразведку.

Мы видим, как мир меняется. Сейчас все активно ищут альтернативу нефти, и уже прослеживается тенденция снижения актуальности углеводородов как ресурса. Такая же ситуация с рядом металлов, например, оловом, которое в свое время считалось едва ли не белым золотом. Многие металлы уходят с рынка, им на смену приходят полимеры. Возможно, востребованные сегодня металлы и минералы завтра уже будут не нужны. Но они важны сейчас для будущего развития страны. Мы должны создать экономически и социально зрелое государство, возможность полноценного участия в глобальных экономических процессах, приумножить интеллектуальный капитал».

В интервью Канат Кудайберген также обратил внимание собеседника на важный аспект: иностранные инвестиции – это не только деньги, но и технологии, компетенции, новые рынки сбыта и рабочие места. Инвестиции дают импульс развитию, помогают стране мобилизовать внутренние резервы.

«Казахстан - малонаселенная страна, большого внутреннего рынка сбыта у нас нет. Вместе с тем мир стал глобальным, крупные компании имеют налаженные системы сбыта продукции, компетенции и средства.

Запуск производства даже на одном месторождении – это трудоустройство минимум тысячи человек. Еще тысяч пять (индикативно) могут быть задействованы в поставках, сервисах и подрядных работах. Налоги и ренты, которые платят компании-недропользователи, - существенная статья пополнения бюджета страны. Кроме того, инвесторы приносят в страну новые технологии, компетенции, практики по управлению проектами. В целом приход иностранных инвестиций дает хороший импульс развитию».

Поделиться
Класснуть