5331

Специальные учебные программы для детей с особыми образовательными потребностями появятся в Казахстане

     Согласно данным Национального научно-практического центра коррекционной педагогики МОН РК, на 1 января 2018 года в Казахстане зарегистрировано 147 тысяч 396 детей и подростков с особыми образовательными потребностями, что на три тысячи больше, чем в прошлом году.
Но вместе с тем, по словам руководителя центра Галии Абаевой, за последние два года охват обучением детей с особыми образовательными потребностями увеличился. Так, охват обучения детей раннего возраста увеличился до 64%, детей дошкольного возраста - до 78%, школьного возраста - до 93,4%. При этом порядка 20 тысяч детей обучаются в специальных школах.

Для того чтобы дети с особыми образовательными потребностями были вовлечены в систему обучения, в стране необходимо создавать образовательные условия.
"Создание образовательных условий - это прежде всего вариативность, гибкость учебных планов, программ и система оценивания достижений. Когда ребенок приходит в общеобразовательную среду, не значит, что и одаренный ребенок, и ребенок с нарушением психического здоровья, и ребенок, имеющий обычные среднестатистические возможности должны учиться по одной программе. Поэтому необходимо обеспечить вариативность и гибкость программ", - рассказала руководитель Национального научно-практического центра коррекционной педагогики МОН РК, кандидат педагогических наук, доцент Галия Абаева.
Для этого в закон "Об образовании" планируется внести поправки, согласно которым будут прописаны определения видов учебных программ - общеобразовательные учебные программы для всех учащихся, специализированные учебные программы для одаренных детей, адаптированные учебные программы, созданные на основе госстандарта с учетом психофизических особенностей и познавательных возможностей обучающихся с ограниченными возможностями развития (нарушение зрения, слуха, речи и т. д.), и специальные учебные программы для обучающихся с нарушением интеллекта, которые не ориентированы на выполнение госстандарта.
Помимо этого, по словам эксперта, важно заниматься материально-техническим и учебно-методическим обеспечением школ. Так, под контролем Министерства образования и науки стали издаваться учебники по Брайлю для детей с нарушением зрения и с укрупненным шрифтом для слабовидящих детей, также были подготовлены учебники для детей с интеллектуальными нарушениями.
Среди важных вопросов в развитии инклюзии в образовании - вопрос обеспеченности квалифицированными кадрами. По словам вице-министра образования и науки РК Асхата Аймагамбетова, в 2018 году в каждом регионе Казахстана планируют открыть ресурсные центры по инклюзивному образованию.
"Особенно в районах катастрофически не хватает дефектологов. Соответствующих врачей не хватает. Поэтому стоит вопрос подготовки кадров и достаточного выделения госзаказа", - сказал  Аймагамбетов. Так, на обучение учителей-дефектологов по бакалавриату в этом году было выделено 400 грантов, на магистратуру - 100, в докторантуру - 30 грантов.
По словам вице-министра, программа элективного курса по инклюзии при подготовке педагогических кадров в высших учебных заведениях будет также изменена.
"Мы, когда говорим об инклюзии, зачастую больше всё сводим на материально-технические вещи, на пандусы и так далее. Но на самом деле, даже если у нас 100% будут пандусы и безбарьерная среда, мы уткнемся в более сложные вещи, связанные с учебными программами, которые связаны с готовностью наших педагогов оценивать, работать, воспринимать, разноуровнево строить свою работу вместе с учащимися. Вот эта работа наиболее сложная. И в этом смысле мы хотели, чтобы те наши коллеги, которые выпускаются и сегодня обучаются в высших учебных заведениях, выходили уже подготовленными", - сказал вице-министр.
В целом по итогам заседания участники обсуждения смогли обсудить широкий спектр вопросов, обменяться мнениями по развитию инклюзивного образования в Казахстане.

Светлана ВЛАСОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть