1367

Предисловие

     Почти пять месяцев у меня и моих коллег-журналистов газеты «Время» ушло на то, чтобы встретиться с людьми, фамилии которых были в списке несовершеннолетних узников фашизма. Всего 53 человека. Поговорить, увы, удалось не со всеми. Поэтому в этой книге не 53 истории - сорок.

Одни отказались:

- Я болею, не хочу бередить старые раны, - говорили они.

К кому-то мы просто не успели.

Но большинство все-таки согласились встретиться. Поговорить.

Вспомнить.

Поверьте, им было непросто. Я это видела. Столько лет прошло, а до сих пор больно. И не только от того, что пришлось пережить во время войны. И до нее: как страшно было слушать рассказы тех, чьи родители в конце 30-х умерли с голоду. И после...

Некоторые моменты я запомню навсегда. Шрам на руке у Александры Чередниченко. Она выжгла номер, который ей выбили в конц­лагере - так надоели вопросы про то, откуда он. Или признания тех, кто всю жизнь даже от самых близких скрывал, что в детстве был в Германии. Что можно чувствовать, когда 92-летняя женщина признается тебе:

- Всю жизнь была, как пружина сжатая. И боялась, что кто-то узнает мою тайну. Ты первый человек, которому я рассказала так много.

Одни пережили все ужасы фашизма и вспоминали издевательства нацистов в концлагерях и на оккупированных территориях. Других угоняли работать в Германию на фабрики и фермы. Третьи, сейчас уже ничего не боясь, произносили:

- Не все немцы были сволочами.

Их истории очень разные. Разные, но настоящие. Этого мы и хотели: показать, что не все и не всегда можно поделить только на черное и белое. Жизнь многогранна, в ней много полутонов. А вот война - она плохая, страшная, уродливая даже. Всегда и для всех...

 

Оксана АКУЛОВА

Поделиться
Класснуть