2941

Соло на полусогнутых

Перед тем как начать репетицию грандиозного проекта “Энергия звука” для EXPO, Марат БИСЕНГАЛИЕВ послал всех музыкантов своего оркестра…  в спортзал

И правильно сделал. Если маэстро просто поднимали на специальной платформе на высоту шести метров, то оркестранты должны были летать на лонжах и при этом продолжать играть. Такого прочтения классики в Казахстане да и во всем мире еще не было. Кстати, после первого же представления билеты на шоу невозможно было найти даже у перекупщиков. Бисенгалиев говорит, что телевизионной версии не будет, только живые выступления.
Формально шоу является концертом - музыку специально для проекта написал Карл ДЖЕНКИНС, друг и любимый современный композитор Бисенгалиева. Поставил шоу российский режиссер Василий БАРХАТОВ. но сравнить получившееся не с чем, поскольку так серьезную музыку еще никто не преподносил. Концепция шоу - мобильный оркестр, хор и музыка, ассоциирующаяся с жизнью вселенной, тоже принадлежит Марату Бисенгалиеву. Он хотел добиться невероятных оптических иллюзий, чтобы зритель верил в погружение в пучину океана, путешествие по лунной поверхности, падение в жерло вулкана.
- Работа над проектом началась еще два года назад, - рассказывает Марат, - но самый сложный этап - это последняя неделя перед премьерой, когда мы были заняты даже не репетициями, а тренировками и выверением технических деталей. Дело в том, что здесь очень сложная техническая партитура, запрограммированная буквально по секундам. Каждый участник хора, солист, оркестрант должен знать, как и где двигаться. Управляет сценическими механизмами сложный компьютер, и он ни под кого не подстраивается. Я на прогонах пару раз не успевал вскочить на поднимающуюся тумбу и играл свое соло стоя на сцене…
- Не было искушения тоже полетать над сценой?
- Я единственный музыкант, чья физическая подготовка не так важна для этого шоу - у меня солирующая партия, и мне было бы сложно полноценно исполнять ее и одно-временно выполнять трюки. К тому же вы видели, какие тоненькие тросы создают иллюзию полета музыкантов… Кстати, из зала, наверное, кажется, что подниматься на платформе, играя на скрипке (это уже делаю я), совсем не страшно, тем не менее высота ее шесть метров, она сильно вибрирует и трясется, и мне пришлось изобрести новый прием игры - на полусогнутых ногах, чтобы амортизировать эту тряску. Еще очень страшно, когда рядом со мной вылетает огонь...

- Как вы считаете, почему до сих пор никто не придумал шоу с настолько мобильным оркестром?
- Потому что любой другой оркестр отказался бы выполнять все эти трюки. Мои ребята сделали все это из уважения ко мне и потому, что они сами молодые, им нравятся эксперименты. Это настоящая жертва, а искусство любит жертвы. Правда, еще задолго до начала репетиций я попросил их заняться своей физической формой. И вначале им было трудновато, элементарно тросы и крепления очень натирали тело. А вот хор мы изначально собирали из тех ребят, кто может не только петь, но еще и хорошо двигаться. Я читал много комментариев о том, что это профессиональные танцоры, а фонограмму им делали на одной из лучших студий. Люди не могут поверить, что все время звучит живой звук, что трюки в воздухе исполняют не специально приглашенные акробаты.
- Что из всех воплощенных задумок поразило вас?
- Еще за семь дней до премьеры мы не знали, получится ли то, что мы задумали. Я до конца не представлял, что получится. Честно говоря, первые два выступления еще не имели всех тех фишек, которые появились потом, мы буквально на ходу собирали эту махину. Но самыми эффектными оказались тромбоны, извергающие с помощью специального приспособления огонь!
- Это правда, что артисты Цирка дю Солей ходят практически на каждое ваше представление и что вы поразили даже их?
- Абсолютная правда. Более того, они засыпали меня вопросами и между делом на всякий случай сообщили, что у них уже была идея поставить нечто похожее. Но я ничего подобного до сих пор не видел, так что промолчу об этом… Наверное, у них вскоре появится нечто аналогичное.
- Находились ли скептики, которые считали, что незачем так модернизировать концерты классической музыки?
- Это извечный вопрос. Прошлой осенью я делал в Алматы концерт, на котором использовал голограмму и таким образом играл в дуэте сам с собой. После этого были люди, в том числе и аким Алматы, профессиональный музыкант, которые подвергали сомнению необходимость такой визуальной поддержки. А я считаю, что этим шоу увеличил армию любителей классики. Мы дали четырнадцать представлений, на которые невозможно было купить билеты, и доказали, что классика может быть коммерческой, аншлаговой, понятной и проникать в сердце с первого раза. Это шоу - настоящий, качественный отечественный продукт, как Димаш, ставший брендом, как велокоманда “Астана”. Кстати, Александр ВИНОКУРОВ приходил на это шоу, как и на все мои концерты, на которых звучит музыка Карла Дженкинса.

- Две вокальные партии исполняет “Дуэт L”. А не было желания привлечь свою дочку, она ведь уже пела в одном из ваших проектов?
- Арухан сейчас слишком занята в шекспировском театре, и ее было бы очень трудно вырвать для участия в крупном проекте. Зато я показал своего сына - в финальных кадрах, когда вселенная сменяется детским лицом, хотя у нас с женой дома были большие споры по этому поводу. У нее свои взгляды и жесткое табу на публичность детей. Вассилиа, моя жена, так устроена - хочет просто спокойной, счастливой жизни, не хочет показывать публике детей, мою крутую машину. Это чисто французская черта: все вокруг ездят на маленьких машинках, а тут непонятный казах мафиозного вида на длинном авто, в темных очках. Были случаи, когда меня останавливали полицейские и спрашивали, нет ли при мне наркотиков, видимо, я похож на наркодилера. И перед моим возвращением домой Вассилиа говорила мне: “Ты там витаешь в облаках, но готовься приземлиться, когда приедешь”. Там дети, посуда, земные заботы. Она вообще немного волнуется, слыша отголоски шума по поводу этого шоу.
- Шоу построено на визуальном и музыкальном изображении космической энергии. А много ли энергии приходится тратить вам, чтобы создать такие проекты в Казахстане?
- У нас очень многое зависит от личности. Мой алматинский оркестр случился благодаря Ахметжану Есимову, и благодаря ему же родилось это шоу. У нас во всем монархическая система, кстати, я верю в образованную монархию. Но в этой стране именно личности решают судьбу проектов, и тут ничего не поделаешь. Как говорится, насильно мил не будешь. В этом минус системы.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Турара КАЗАНГАПОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее