3810

Москва словам не верит

Актер Азиз БЕЙШЕНАЛИЕВ (на снимке) разбил стереотип о том, что все успешные творческие люди, чтобы проявить себя, отправляются если не на “фабрику грез”, то уж точно в соседнюю Россию. Пару лет назад он без сожаления возвратился из Москвы в Алматы и теперь является одной из самых ярких казахстанских звезд. Причем проявляет себя Азиз не только как актер…

- Кино, режиссура, телевидение, ведение мероприятий, Интернет и даже журналистика... Кем же на самом деле себя чувствует Азиз Бейшеналиев?
- Я недавно подсчитал, что уже полжизни работаю в кино, поэтому в первую очередь я, конечно, киноактер, который в последнее время пробует много новых и разных дел и вещей. Главным сейчас могу назвать работу в качестве приглашенного артиста театра “ARTиШОК” и ведущего “Кинокафе” с Азизом Бейшеналиевым.
- Жажда до любой работы - это что, в Москве вы изголодались по востребованности или необходимо зарабатывать любыми способами?
- Я не могу сказать, что в Москве был голод в плане востребованности, потому что я был и остаюсь, как бы нескромно это ни звучало, достаточно востребованным актером. Да, я не в первых рядах и не уровня, допустим, Гоши КУЦЕНКО, но мне вполне хватало и хватает работы в России начиная с 2003 года. Что касается второй причины - если есть возможность заработать денег, то почему бы не заработать. И мне нравится зарабатывать вещами, которые близки к моей профессии. А еще есть третья причина: мне просто интересно.
- В Москве вы прожили 18 лет. Почему вернулись?
- Я бы хотел вас поправить: глагол “вернулся” здесь несколько не подходит. Я ведь и раньше в Казахстане постоянно не жил. Я жил в Туркменистане, Кыргызстане, Узбекистане. А Казахстан с 1998 года был для меня лишь местом, где я работал, потому что меня приглашали здесь сниматься.
- Но наш зритель всегда считал вас своим. Так повелось, кажется, с фильма “Мустафа Шокай”, в котором вы сыграли главного героя…
- И это был не первый мой фильм в Казахстане. Сначала была короткометражная картина “Сардар Райымбек”, которую режиссировал Булат КАЛЫМБЕТОВ. Снимать мы начали в феврале 1998 года в Чундже. Этот фильм не увидел свет, но из него вышел полнометражный проект, который Булат снимал заново и назвал “Райымбек”. Потом был фильм “Кочевник”, который мы снимали здесь в течение двух лет начиная с сентября 2003 года. А уже в 2005-м я приехал в Казахстан на съемки “Мустафы Шокая”.
- Вот поэтому мы и считаем вас здешним. Но вы так и не ответили, почему предпочли оставить Москву, в которую нынче многие стремятся?
- Я не считаю, что успех измеряется только географией. И если скажут, что у того, кто вернулся из Москвы, просто ничего не получилось, мол, кишка тонка, то что ж, каждый имеет право так сказать. А для меня как для человека, который жил в разных местах и привык место жительства считать только местом на карте, все по-другому. В Казахстан я приехал по одной причине и по одному условию. Причина в том, что, когда моему младшему сыну Сейтеку было 10 лет, я стал возить его сюда. Для ребенка, который родился и вырос в Москве и вдруг впервые в жизни попал в место, где увидел много людей, похожих на себя, это был настоящий культурный шок. И на контрасте с тем, что ему довольно сложно с его азиатским типажом приходилось выживать в Москве, начиная с детского сада, а потом и в школе, каждый приезд сюда становился для него праздником. Два года он уговаривал меня переехать, и я наконец понял, что моему мальчику здесь гораздо лучше, поэтому мы и переехали. И вот живем здесь уже два с половиной года. А условием было то, что здесь, слава богу, работы достаточно, чтобы я мог себе позволить этот переезд. Поэтому я подумал: жил в Москве, снимался в Москве, а когда получал приглашения сниматься в Казахстане, то ездил сюда. Значит, с таким же успехом я могу жить и в Алматы, а когда будут предложения сниматься в Москве, то буду ездить туда.
- Но ваш старший сын остался там...
- Мой старший сын Ильяс уже взрослый, ему 28 лет. Он с раннего детства был талантлив как художник. В этом направлении и работает в Москве последние несколько лет. Он и художник-оформитель, и художник-бутафор. У него все хорошо, я за него рад.
- А лично вам, насколько я знаю, в Москве приходилось даже грузчиком работать?
- До того как меня заметили киношники и стали снимать стабильно и до того как я смог позволить себе в Москве другие виды заработка, мне приходилось жить нормальной гас­тарбайтерской жизнью. Это было в самом начале, когда мы только приехали из Ташкента вместе с супругой и старшим сыном. Думаю, все, кто приехал в Москву из страны победнее и города поменьше, проходили этот путь. Он неприятный, но это, к сожалению, норма.
- Коллеги вашего отца, известного советского актера, народного артиста Кыргызстана Болота БЕЙШЕНАЛИЕВА, знали об этом? Вы обращались к ним за помощью?
- Я не делал попыток использовать имя отца для того, чтобы пробиться в профессии. Мне всегда казалось, что если я получу какую-то работу из чувства пиетета по отношению к фигуре моего отца, то у меня всегда будет оставаться сомнение - меня взяли на роль потому, что я как актер и профессионал этого стою, или потому, что это любезность по отношению к моему папе? Именно по этой причине я никогда не бравировал именем отца, не размахивал его заслугами. И потом, так поступать стыдно и некрасиво. Думаю, моему отцу тоже было бы некомфортно просить за меня.
- Но ваша первая и сразу большая роль была в том же фильме, где играл и ваш отец…
- Самую первую роль в картине “Буюк Амир Темур” я получил в Ташкенте в 1995 году. Был очень большой кастинг. Пробовали именитых актеров и одновременно искали совсем неизвестных, даже среди студентов. Так, в поисках к нам в студию при Русском академическом театре драмы имени Горького, где я тогда учился, пришла ассистентка с “Узбекфильма”. И я прошел кастинг на общих основаниях и получил одну из главных ролей - монгольского хана. А уже потом режиссер Бако САДЫКОВ сказал, что знает моего отца, который тоже в этом фильме снялся, правда, в небольшой роли старого монгольского хана, уходящего на покой. Мы сыграли с ним отца и сына. Так я попал в кино, будучи еще студентом, и, слава богу, папа мне не помогал.
- Слышала, он был против того, чтобы вы были актером?
- Да, отец был очень расстроен, что я бросил китайский филфак и поступил в театральную студию. Он только вернулся в Киргизию из Москвы, где, кстати, тоже прожил долгое время, и я приехал к нему, чтобы поделиться радостью, но только расстроил его. Ведь актерская работа очень нестабильная и сложная. Нет никаких гарантий, что удача будет тебе сопутствовать, что ты будешь зарабатывать стабильные деньги и сможешь достойно содержать семью. Он же все это знал на собственном опыте и не хотел такой жизни для меня! А вот мое обучение на восточном факультете Ташкентского государственного университета - это стабильная престижная профессия, потому что китайский язык - это не просто кусок хлеба с маслом, это кусок хлеба с маслом да еще и с икрой! И когда на третьем курсе я все бросил, отец был не только расстроен, он был шокирован. И он был прав!..
Два с половиной года назад я снимал в Казахстане сериал, рассказывающий о судьбе подростков из детского дома. И в нем снимались двадцать пацанов, которые вдохновились работой на съемочной площадке и стали спрашивать у меня: “Кому из нас имеет смысл поступать на актерский факультет?” И я честно ответил: “Никому! Вам сейчас по 13-15 лет, но пройдет время, и вам будет по двадцать. У вас будут девушки, которых вы захотите куда-то повести, удивить, чем-то одарить, но не будет на это практически никаких материальных средств. Я уж не говорю о том, чтобы достойно содержать жен и детей. Находясь в этой профессии, вы не сможете достойно выполнить свой мужской долг. Ваши супруги постоянно будут стучать вам по голове, не выдерживая всего этого!”
- Именно это стало причиной вашего расставания с супругой?
- Вовсе нет. Более того, моя бывшая жена была тем человеком, который оформил у меня в голове мысль о том, что мне надо стать актером. До встречи с ней эти мысли были нечеткие и фрагментарные, а она доказала мне, что я должен заниматься этой профессией. Что же касается тягот бытового характера, связанных с моей профессией, я считаю, мы с ней их достойно переносили всегда: и когда я в Ташкенте поступал, и когда учился, и когда после окончания моей учебы в Узбекистане в 1997 году я поехал в Москву, чтобы получить образование в серьезном московском актерском вузе. Но я никуда там не поступил, и она приехала в Москву, страшно расстроенная от того, что у меня не получилось, и поддерживала меня… А причины нашего расставания были совершенно другие - личного, семейного характера. Я не хотел бы их озвучивать публично. Моя бывшая супруга осталась в Москве, предпочитает жить там. В свое время она училась в Ташкенте на режиссера, но занимается сейчас совсем другим делом, не тем, чем ей хотелось бы заниматься.
- Ваша мама тоже артистка. Как сложилась ее судьба?
- Моя мама Гульсара ИСМАИЛОВА, и она начинала свой трудовой путь как актриса кино. Они с отцом и познакомились на съемочной площадке фильма “Красные пески”. Его снимали в 1967 году, мои родители играли там главные роли - основной дуэт, а потом поженились. А когда мне было лет пять, они развелись. Киноактерская карьера мамы не очень задалась, и она работала долгое время в строительном тресте замначальника по кадрам и быту, а в конце 80-х - начале 90-х вернулась в кино, правда, в должности, которая называется теперь администратор или линейный продюсер. А в 1998 году она уехала в Канаду, где с тех пор и живет в Монреале, и у нее все нормально.
- И все-таки, если младший сын скажет, что хочет стать актером, как вы отреагируете?
- Сейчас ему 15 лет, и он пока не определился. Но я уже решил для себя: важно не то, понравится ли мне выбранная сыном профессия, главное, чтобы ему самому нравилось дело, которым он будет заниматься, ведь чем больше любишь свою работу, тем легче преодолевать трудности, с ней связанные. Я в любом случае стану ему помогать, а мои чувства останутся со мной.

Оксана ВАСИЛЕНКО, фото с интернет-ресурсов, Алматы

Поделиться
Класснуть