2403

Жить становится веселее

В России мифологизация “славного” прошлого и привязка прежних достижений к нынешним победам стали идеологическим мейнстримом кремлевской власти

В солнечный воскресный день 14 мая на павильоне станции метро “Сокольники” возникли портреты Иосифа СТАЛИНА и его сподвижника Лазаря КАГАНОВИЧА, а в вестибюле станции - кумачовый транспарант “Великому, родному Сталину, инициатору и вдохновителю строительства метро - пролетарский привет!”. По заявлению начальства метрополитена, это была “реконструкция” в честь 82-летия со дня открытия московской подземки.

Казалось бы, ну что такого - очередной карнавал: “…при входе на станцию посыльный будет раздавать копии газеты 1935 года выпуска, а некоторые пассажиры (?! - А. К.) будут одеты в костюмы того времени. У входа на станцию будет дежурить конная полиция” (цитата по “Интерфакс. Туризм”). В конце концов, как пелось по трехпрограммнику в советские годы, “это наша с тобой биография”.
Да и на станции “Курская” с 2009 года красуются отлитые в граните слова “Нас вырастил Сталин”. Что, кстати, чистая правда - именно что вырастил и продолжает растить.
“Реконструкция”, сказано же. Не так давно такого рода действа со сложной семантикой назывались могучим словом “постмодернизм”.
Но можно ли представить себе такой постмодернистcкий карнавал, такую “реконструкцию” где-нибудь в городе Берлине, где этого самого постмодернизма сегодня навалом? Портреты Адольфа ГИТЛЕРА и Альберта ШПЕЕРА (государственный деятель Германии, личный архитектор Гитлера, рейхсминистр вооружений и боеприпасов. - Ред.) на стенах зданий лучших образцов имперской архитектуры. Вахмистров Ordnungspolizei в “реконструированной” форме. “Реконструкцию” “Хрустальной ночи”, в конце концов.
Можно ли представить себе такое в поздние советские времена? Нет, конечно. Несмотря на “бархатную” реабилитацию Сталина, в брежневский период на невидимых весах ставшего тогда главным идеологом КПСС М. А. СУСЛОВА аптекарски точно определяли допустимые дозы сталинизма, и такие coming out были невозможны.
Благодаря сегодняшним “реконструкциям” Сталин становится нестрашным, жить становится веселее, растет число респондентов социологических служб, которые говорят, что они считают лучшим временем в истории страны сталинские годы.
Нынешняя система объявляет себя наследником достижений советского прошлого. Тогда мейнстримом в идеологии были одновременно националистический и имперский дискурсы под вуалью марксизма-ленинизма - и сегодня имеет место все то же самое, только под знаменем архаической идеологической эклектики “православия-самодержавия-народности”. Как при графе Сергее УВАРОВЕ (1786-1855, русский государственный деятель, министр народного просвещения. - Ред.). Только у того не было под управлением федеральных телеканалов, а писать и читать он предпочитал не по-русски, а по-французски.
В России настало время “реконструкций”.

Мифологизации “славного” прошлого и привязки прежних достижений к нынешним победам. При том что осада Пальмиры и Алеппо ничего общего не имеет со штурмом Берлина, реконструкция взятия Рейхстага прямо отсылает к сегодняшним военным успехам. Логика абсолютно спекулятивная, но она работает.
В сегодняшней мифологии, говорил Даниил ДОНДУРЕЙ (известный российский культуролог и кинокритик, скончался 10 мая 2017 г. - Ред.), “власть - это Родина”. А война, дополним его, - это непременно победа (новый слоган “Можем повторить” тому порукой). Причем победа родины, то есть власти. И любая критика власти и ее славной реконструируемой истории есть критика Родины. Критика Русской православной церкви (РПЦ) в таком контексте тоже оказывается нападками на власть, а значит, на Россию. Не­уместные вопросы по поводу истории войны - это критика победы, а значит, власти и Родины. Что тоже совершенно недопустимо и может в ряде случаев наказываться методами уголовной репрессии.
Конечно, это темные века, Средневековье. Но этого-то и добиваются идеологи и пропагандисты - чувства гордости за плюсквамперфект в настоящем и будущем времени. Отсюда и тяга к бесконечным реконструкциям прошлого и переодеваниям.
Львиная доля сегодняшнего исторического сериального кино романтизирует отнюдь не революционное отребье вроде “Не­уловимых мстителей” - это все не про нас, это ведь был такой “протоМайдан”.
Оно романтизирует порядок, воплощенный в образе лоснящихся мордатых чекистов в фуражках с бордовыми околышами и в скрипучих начищенных сапогах. То есть реконструирует образ правильного государственника.
И именно он становится эталоном поведения, как для прежних поколений моральными и поведенческими образцами были комиссары в пыльных шлемах.
Да и, в принципе, вся сегодняшняя политика напоминает подражательную реконструкцию. Гимн России - реконструированный гимн СССР. Внешняя политика со всеми ее имитациями советского присутствия на Ближнем Востоке и нарочитой враждебностью по отношению к Западу с попытками поиска сателлитов в третьем мире тоже реконструкция, макет великой державы из папье-маше. Внутренняя политика с подавлением инакомыслия - реконструкция поведения властей в Советском Союзе.
Это как спектакль по Шекспиру, в котором актеры одеты в современные костюмы.
В повседневной жизни все больше театра, карнавала, праздников, маршей, дней варенья, чтобы жизнь медом казалась, ритуалов, отмечающих бесконечные триумфы, переодеваний в костюмы исторических персонажей.

Миф следует за большинством”, писал Ролан БАРТ (1915-1980, французский философ и литературовед. - Ред.). Эта мифическая жизнь не столько заменяет, сколько компенсирует проблемы в жизни реальной. Не только социальные и экономические, но даже проблемы с само­идентификацией.
Если человек не знает, кто он и что он в сегодняшнем российском мире, ему в празднично-карнавальном виде предъявят образ идеального вождя - вот он, у входа в метро, и зададут образец поведения и профессии - чекист или военный обнаруживается на любой кнопке телевизионного пульта.
Есть фиктивная жизнь с компенсирующими переодеваниями, а есть подлинная. Чтобы узнать ее, уже представителям власти иногда имеет смысл реконструировать поведение обычного человека, того же пассажира метрополитена. Им стоило бы, как Гарун аль-Рашиду (правитель Багдада из арабских сказок “Тысяча и одна ночь”. - Ред.), тяжело выпростав тело из лаково-синего лимузина и переодевшись в платье простолюдина, хотя бы денек покататься на метро, потолкаться плечами в час пик с соотечественниками, жадно втянуть ноздрями запахи разных социальных слоев, послушать разговоры.
Но такую реконструкцию подлинной жизни им запретит ФСО (Федеральная служба охраны РФ. - Ред.). Так что придется жить в мире выдуманном, мысленно брать Рейхстаг и благодарить Сталина, поправляя на голове воображаемую фуражку с бордовым околышем.

Андрей КОЛЕСНИКОВ, обозреватель, Газета.Ru


Поделиться
Класснуть

Свежее