1620

Маховик санкций

“Дело Скрипалей” - лишь новый повод для санкционного давления на Россию со стороны Запада

     В СМИ появляются все новые подробности в расследовании и обвинении Велико­британией двух граждан России в отравлении бывшего сотрудника ГРУ Сергея СКРИПАЛЯ (на снимке) и его дочери Юлии СКРИПАЛЬ. Но, по мнению издания Газета.Ru, эти подробности и само обвинение не меняют ничего по существу. Они лишь становятся новым инструментом долго­срочного санкционного давления на Россию. К санкциям “за Крым”, “за Донбасс”, “за вмешательство в американские выборы” добавляется еще одна - “за Скрипалей”. Задача России - научиться противостоять любым долгосрочным санкциям прежде всего экономически.

Открыли все карты

Напомним, отравление Скрипалей произошло 4 марта этого года. Уже 12 марта премьер-министр Тереза МЭЙ объявила, что они были отравлены “Новичком”, разработанным в России, и обвинила Москву в причастности к инциденту. Москва обвинения отвергла.

5 сентября Великобритания назвала имена подозреваемых в отравлении Скрипалей, это Александр ПЕТРОВ и Руслан БОШИРОВ. По данным британской прокуратуры, они могли использовать псевдонимы и в настоящее время находятся на территории России. Ведомство подчеркнуло, что не собирается обращаться к Москве с просьбой об экстрадиции, так как Конституция России не разрешает выдачу ее граждан.

В тот же день премьер-министр Тереза Мэй заявила, что подозреваемые принадлежат к ГРУ (в 2010 году переименовано в Главное управление Генерального штаба. - Ред.). Кроме того, она подчеркнула, что Петров и Боширов получили приказ на “высоком уровне” руководства России.
Кремль, комментируя заявление Мэй о причастности высшего руководства к отравлению, заявил, что “какие-либо предположения на этот счет или обвинения являются недопустимыми”. Пресс-секретарь российского президента Владимира ПУТИНА Дмитрий ПЕСКОВ отметил, что для того, чтобы у российских властей были правовые основания для проверки личности граждан, ставших подозреваемыми, необходим запрос британской стороны.
Франция, Германия, Канада и США поддержали вывод Британии о том, что Скрипалей отравили офицеры ГРУ. Об этом говорится в совместном заявлении этих пяти стран.
Они также подчеркнули, что “уже приняли совместные меры по дез­организации деятельности ГРУ, совершив крупнейшую коллективную высылку незаявленных сотрудников разведки”.

MI6 знает настоящие имена

Между тем вчера британская The Sun узнала детали расследования в отношении “отравителей” Скрипалей. По информации источников The Sun, полиция вышла на подозреваемых еще месяц назад. Сделать это удалось благодаря “блестящей совместной операции” полиции, MI6 и Центра правительственной связи.
Выйти на Александра Петрова и Руслана Боширова удалось после анализа более ранних записей видеонаблюдения, где оба подозреваемых уже были замечены.
Полиция сравнила изображения с камер видеонаблюдения в графстве Уилтшир, на которых фигурировали подозреваемые, с более ранними записями MI6 и Центра правительственной связи (GCHQ, Government Communications Head­quar­ters - спецслужба Велико­британии, ответственная за ведение радио­электронной разведки). Ранее оба мужчины уже были идентифицированы как “члены военной разведки России” в ходе проведения “шпионских операций” в других частях Европы, пишет издание.
Один из источников в британском правительстве заявил изданию, что в рамках совместной операции полиции, MI6 и GCHQ полицейские эксперты нашли совпадения, отсмотрев тысячи новых и старых видеозаписей.
Британская разведка подозревает, что оба мужчины под псевдонимами Александр Петров и Руслан Боширов работают на одно из подразделений “спецназа ГРУ”, на так называемое подразделение “специального назначения”, уточняет газета. Указанное подразделение занимается опасными миссиями за рубежом, такими как убийства, другими словами - “мокрой работой”, пишет издание.
По информации The Sun, выйти на подозреваемых удалось несколько месяцев назад. Однако руководители британской разведки придерживали информацию, на­деясь, что оба подозреваемых снова появятся в ЕС, где британская полиция сможет их задержать на основании европейского ордера. По данным издания, MI6 знает настоящие имена подозреваемых.

Рассказал о русской мафии?

Также вчера газета The New York Times сообщила, что бывший полковник ГРУ Сергей Скрипаль в последние годы работал с сотрудниками разведки Испании - страны, ведущей борьбу с обосновавшейся на ее территории русской мафией. Как отмечает издание, информацию подтвердил сотрудник испанской разведывательной службы, фамилия которого не указывается, а также журналист Фернандо РУЭДА, пишущий о властях Испании.
По словам источников, вместо того чтобы после отставки вести изолированную жизнь в Британии, Скрипаль продолжал устраивать брифинги для агентов в Чехии и Эстонии. Теперь выясняется, что свою деятельность по обмену опытом он вел и в Испании.
Как заявил Фернандо Руэда, после переезда в Великобританию в связи с обменом лицами, арестованными по обвинению в шпионаже, Скрипаль продолжал приезжать в Испанию. По словам журналиста, ему об этом сообщили источники в разведке этой страны. Имеются достоверные сведения о том, что экс-полковник ГРУ в последние годы несколько раз встречался в Испании с сотрудниками разведки. Содержание и точное время этих встреч засекречено, отметили источники.
Бывший высокопоставленный сотрудник полиции Испании сообщил, что Скрипаль предоставлял властям этой страны информацию о российской организованной преступности. Скрипаль был завербован в середине 1990-х годов в Испании британскими разведслужбами, когда по заданию ГРУ работал в Мадриде под видом военного атташе в посольстве России, говорится в статье.
Отметим, власти Испании неоднократно сообщали об облавах на русскую мафию. СМИ писали, что влияние российской организованной преступности настолько сильно в этой стране, что при желании русские мафиози могут даже изменить состав правительства страны, проведя в кабинет министров связанных с ними людей.
Как сообщил NYT экс-сотрудник испанской полиции, сначала власти не знали, как эффективно бороться с русской мафией. По его словам, Скрипаль и экс-сотрудник ФСБ Александр ЛИТВИНЕНКО, скончавшийся в Лондоне в 2006 году в результате отравления полонием-210, дали много ценных советов по этому поводу. Напомним, Лондон обвинил в его убийстве российских граждан, предпринимателей Андрея ЛУГОВОГО (ныне депутат Госдумы. - Ред.) и Владимира КОВТУНА, которые познакомились в середине 80-х годов прошлого века во время учебы в Московском высшем военном команд­ном училище.

Долгоиграющие пластинки

Собственно, на этом дело Скрипалей формально заканчивается. В Великобритании его будут считать расследованным, в России - сфабрикованным. Более того, “дело Скрипалей” уже отыграно международными санкциями - были и массовая высылка дипломатов, и введенный 27 августа первый раунд американских санкций. Причем очевидно, что американцы руководствовались при введении этих санкций той же доказательной базой, которую сейчас официально предъявили британские власти.
Однако США не просто ввели санкции по “делу Скрипалей”, но и, по сути, выдвинули России ультиматум - в течение трех месяцев с момента введения первых санкций (то есть примерно до 1 декабря) допустить международных наблюдателей на свои объекты, где предположительно может производиться и храниться химическое оружие, а также дать гарантии его неприменения в будущем. Россия едва ли пойдет на такой шаг, поскольку не производит химическое оружие. А как можно дать гарантии неиспользования того, чего нет?
Именно поэтому “дело Скрипалей” плюс продолжающееся расследование “русского следа” в американских президентских выборах становятся двумя долгоиграющими пластинками, под “музыку” которых против России могут ужесточать санкционные меры.
Выходов у России в такой ситуации два: признать все, за что ввели санкции, правдой (этот сценарий невероятен) или начать фундаментальную подготовку к тому, что санкции могут продлиться долгие годы. То есть относиться к ним не как к временным неприятным барьерам на пути развития, а как к “новой нормальности”. К реалиям, в которых России придется жить и работать. Это уже не адаптация к санкциям, не выживание под их гнетом, а именно естественное существование.
Попытки подготовиться к жизни при санкциях Россия предпринимает. В частности, Совет безопас­ности России собрал с российских министерств и госкомпаний предложения по защите экономики от санкций США.
Среди обсуждаемых инициатив включение в договоры России с другими государствами пункта о недопустимости использования норм американского права, а в международные коммерческие соглашения - оговорки о недопустимости обоснования форс-мажоров санкциями США. Это попытка защититься от института вторичных (экстерриториальных) санкций Америки, которые традиционно применялись в отношении Кубы или Ирана, но с принятием закона CAATSA стали угрожать и российским контрагентам. Например, санкции теперь угрожают любым иностранным покупателям российского вооружения, о чем недавно вновь предупреждал госдеп.
Проблема таких идей состоит в том, что процесс перезаключения международных договоров с государствами не быстрый. А торговать надо “здесь и сейчас”. Что касается международных коммерческих соглашений, то включение в них запрета на форс-мажор из-за санк­ций США может только еще сильнее отпугнуть иностранных инвесторов.
Кроме того, Россия активно пытается развивать систему альтернативных расчетов, но уповать на то, что нам удастся уйти от доллара в международной торговле, было бы слишком наивно.
Впрочем, одной своей стратегической цели Россия явно добилась. Мы хотели, чтобы с нами считались. Теперь это происходит. Правда, санкционная война стала следствием того, что нас не столько уважают, сколько действительно боятся.
Вопрос в том, станет ли лучше России и россиянам от того, что нас теперь на полном серьезе боятся и собираются сдерживать? Готовы ли мы к долгосрочному экономическому противостоянию с Западом? Не обернется ли дело новой горячей войной, последствия которой даже трудно вообразить, учитывая, как изменилось оружие со времен Второй мировой? Все эти проблемы должны занимать нас гораздо больше, чем обвинения двух россиян по “делу Скрипалей”.
РБК, NEWSru.com, Газета.Ru

Поделиться
Класснуть