6089

Девальвация была, но вы держитесь!

“Девальвация не сделала казахстанцев беднее” - эта замечательная фраза министра национальной экономики Тимура СУЛЕЙМЕНОВА, немедленно подхваченная СМИ и гулким эхом прокатившаяся по соцсетям, уже все нам про него рассказала. О его прошлом, настоящем и даже будущем. Теперь недавний союзный министр по экономике и финансовой политики ЕАЭС, всего-то менее трех месяцев назад переведенный из Москвы в Астану, сколько бы он еще ни просидел в новой должности, будет носить за плечами это свое неосторожное высказывание. Как тот не менее молодой и продвинутый бывший министр соцзащиты, которому его “патамушта” обошлось потерей кресла.

Но попробуем быть объективными: эти “золотые слова” министра нацэкономики вырваны газетчиками из контекста - вся фраза целиком расставляет интонации несколько по-другому.
“Говорить, что в результате девальвации мы стали в два раза беднее - очевидно, это не так. Пришла пора перестать говорить, что девальвация сделала граждан беднее. Учет был, есть и будет всегда, государство ищет баланс между интересами бизнеса, которому девальвация была нужна, и гражданами, которым она не особо была нужна. Нам хочется потреблять импортные продукты дешевле, хочется выезжать куда-то дешевле, но что случилось, то случилось” - вот как было сказано!
Да, после почти двукратной девальвации тенге ровно в два раза беднее мы не стали - это точно. Мы стали беднее на сколько-то там процентов, в масштабах макроэкономического мышления - на чуть-чуть, можно сказать. А “чуть-чуть” в министерских масштабах, как все мы знаем, не считается.
Что же касается интересов бизнеса, которому девальвация была нужна, осталось только уточнить: какого бизнеса. Уточняем: именно того, который, работая внутри страны, выплачивая налоги и зарплаты в тенге, осуществляя другие свои затраты тоже в местных деньгах, продает продукцию за рубеж на доллары. И вот такому бизнесу двукратное удешевление тенге принесло возможность возвращать в страну вдвое меньше долларовой выручки. Можно сказать, что положение такого бизнеса девальвация улучшила в два раза - это тоже будет где-то в точку.
На продажу за рубеж мы же производим, как известно, не компьютеры и сложную технику, не качественные сыры с колбасами, а сырую нефть, черные и цветные металлы низких переделов и сырой уран. Причем - и это тоже важное уточнение - большая часть такого экспортно-сырьевого бизнеса находится в иностранном владении. Получается, что девальвация как безусловное благо была произведена в пользу иностранных добытчиков нашего сырья. Хотелки же казахстанцев покупать импортные продукты дешевле и выезжать куда-то дешевле обернулись двойным удорожанием. Но это не страшно, хочется - перехочется. Зато баланс интересов граждан и бизнеса - как его понимают в Министерстве национальной экономики - соблюден.
И еще, тоже объективности ради.
Свою ставшую крылатой фразу министр Сулейменов произнес на Summit CFO Idea Exchange & Networking Event-2017 - собрании топ-менеджеров финансового блока. То есть в родной для себя среде, в которой он вырос: магистр бизнеса со специализацией “финансы”, сертификация в Ассоциации присяжных бухгалтеров и аудиторов Великобритании. И вся его вертикальная карьера - по этой части. Финансы Казахстана - неотъемлемая часть мирового денежного рынка, однако - и это надо отчетливо понимать - глубоко периферийная часть. Если не сказать резче. Гораздо более внешне ориентированная, чем даже экспортно-сырьевой сектор. С соответствующим воспитанным у наших болашаковских финансистов мышлением, что в этом ярком высказывании и проявилось.
И последнее. Тот факт, что СМИ и блогеры так вцепились в отдельную, не слишком удачную фразу министра, далеко не случаен. За ним, боюсь, уже устойчивое недоверие и общественный скептицизм к правительству вообще и едва ли не к каждому министру в отдельности. И то сказать: предыдущего министра-болашаковца арестовали за коррупцию, его предшественник тоже ушел со скандалом. Остается пожелать, чтобы нынешний министр Сулейменов смог все же делами стряхнуть с себя свою крылатую фразу.
Хотя вот крымчане держатся же без денег премьера МЕДВЕДЕВА. Неужто и мы не сдюжим после девальвации?!

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть