3117

Партнёры, но не союзники

Казахстанские политологи - о перспективах нового ЦАС

С первым официальным визитом Казахстан на минувшей неделе посетил новый президент Узбекистана Шавкат МИРЗИЁЕВ. В Астане и Ташкенте, а также экспертное сообщество высоко оценили состоявшиеся переговоры в верхах и результаты договоренностей сторон. В какую сторону теперь качнется маятник геополитических процессов в Центральной Азии? Возможно ли создание нового регионального союза, которого на рубеже веков долго добивался Казахстан?

Заметим, что Казахстан стал вторым государством, которое Шавкат Мирзиёев посетил в качестве президента своей страны. Первым был Туркменистан. И в такой расстановке приоритетов нет ничего удивительного, лишь только восточная мудрость или, если хотите, дальновидная хит­рость нового узбекского лидера.
Многие полагали, что после инаугурации Шавкат Мирзиёев первым делом отправится в Москву или Астану. Но московский вектор наверняка вызвал бы болезненную реакцию со стороны Вашингтона и Пекина. А выбор Астаны могли неоднозначно воспринять в самом Ташкенте. Недаром ведь бродили разговоры в высоких коридорах о соперничестве двух стран - Казахстана и Узбекистана, их первых президентов Нурсултана НАЗАРБАЕВА и Ислама КАРИМОВА за лидерство в Центральной Азии. И после победы на президентских выборах Шавкат Мирзиёев сразу заявил, что намерен следовать путем, намеченным Исламом Абдуганиевичем. Возможно, поэтому выбор пути нового узбекского лидера и пал на нейтральный Турк­менистан.
Между тем сам президент Узбекистана накануне своего первого визита в Астану в интервью как узбекским, так и, заметим, казахстанским СМИ заявил, что эта поездка является важным политическим событием в отношениях между странами.
“Наши позиции по многим вопросам международной и регио­нальной политики совпадают. Узбекистан и Казахстан чувствуют свою ответственность за состояние дел в нашем обширном регионе в целом, за укрепление здесь мира и безопасности. В Узбекистане знают и уважают Нурсултана Абишевича Назарбаева как президента братского Казахстана, высоко ценят его личностные качества, которые наглядно проявились в сентябре прошлого года, когда он приехал в Узбекистан, для того чтобы почтить память первого президента Республики Узбекистан, своего друга Ислама Абдуганиевича Каримова. И такое не забывается...” - заявил Шавкат Мирзиёев, поделившись также планами на предстоявшую встречу в столице Казахстана.
Отметим, все достигнутые договоренности внушают здоровый оптимизм, что они будут выполнены. Состоявшиеся 22-23 марта в Астане переговоры прошли более чем успешно, был подписан солидный пакет документов (см. “Астана - Ташкент: новые горизонты”, “Время” от 25.3.2017 г.).
Практически не осталось тем, которые, судя по официальным сообщениям и дружеской атмосфере публичных переговоров президентов, не обсудили Назарбаев и Мирзиёев. И все же одна немаловажная деталь осталась за рамками визита: возможно ли вхож­дение Узбекистана в действующие на постсоветском пространстве интеграционные объединения и, более того, создание в новых условиях Центрально-Азиатского союза (ЦАС)?
Ислам Каримов был известен своей осторожностью к различного рода интеграционным объединениям.
Напомним, после развала СССР между Казахстаном, Киргизией и Узбекистаном в 1993 году был подписан договор о создании экономического союза, к которому впоследствии присоединился Таджикистан, а затем через несколько лет, в 2004-м, и Россия. Но уже в 2005 году ЦАС объединили с ЕврАзЭС. Начиная с 2008 года Узбекистан постепенно покинул все интеграционные объединения бывших советских республик, включая Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), оставив за собой лишь формальное участие в СНГ, а также членство в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), одним из участников которой, как известно, является Китай.
Между тем развитие экономики Узбекистана без интеграции с Казахстаном довольно проблематично, поскольку именно через территорию нашей страны пролегают все основные транспортные коммуникации, связывающие Узбекистан с Россией, другими странами СНГ, а также с Европейским союзом.
Одним словом, Шавкату Мирзиёеву следовало бы подумать о возрождении ЦАС, поскольку такое сотрудничество выгодно Ташкенту. Но насколько это возможно в нынешних реалиях?
По мнению политолога Марата ШИБУТОВА (на снимке), создание такого союза - утопия.
- На мой взгляд, создание Центрально-Азиатского союза невозможно по многим причинам. В первую очередь потому, что такого региона как единого политического или экономического целого не существует и не существовало никогда. Во-вторых, произошло разделение региона по центрам экономического притяжения - Туркменистан и Таджикистан дрейфуют к Китаю, Казахстан и Кыргызстан - к России, Узбекистан пока сохраняет равноудаленную позицию. Плюс различный набор вхождения в разные интеграционные объединения - ВТО, ЕАЭС, зона свободной торговли, СНГ. В-третьих, пока, собственно, никаких разговоров о союзе нет, есть лишь подвижки в улучшении двусторонних отношений Астаны и Ташкента, хотя и это, безусловно, очень важно. На мой взгляд, тут нужно не забегать вперед паровоза, а выполнять небольшие задачи одну за одной, но успешно, - заявил Шибутов газете “Время”.
Похожего мнения придерживается и политолог Ислам КУРАЕВ (на снимке).
- Нужно иметь в виду, в каких условиях создавалось то, первое, центральноазиатское сообщество. Не в последнюю очередь оно формировалось в пику непредсказуемой политике России во главе с Борисом ЕЛЬЦИНЫМ. Стояли цели зарекомендовать себя и свои возможности для мирового сообщества, действия же эти поддерживались Западом. Но сейчас, когда Запад испытывает значительные трудности, а Россия один из главных векторов своей политики направила в Центральную Азию, любой союз, как и многие другие объединения, будет существовать только на бумаге.
Официальный Ташкент, конечно же, заинтересован в придании нового импульса своей экономике и поддержании отечественного производителя. Но говорить о каких-либо конкретных действиях узбекской стороны рано, а официальный визит президента Мирзиёева в Астану можно объяснить стандартной международной процедурой, но не более, - отметил эксперт в комментарии “Времени”.
В свою очередь политолог Данияр АШИМБАЕВ (на снимке) уверен, что Узбекистану гораздо проще решать свои вопросы в двустороннем формате, нежели в интеграционных объединениях.
- Проблемы экономической интеграции в Центральной Азии достаточно характерные. Всем кажется: раз мы все соседи, значит, должны дружить. Но мы видим, что между странами идет постоянное соперничество, часто возникают какие-либо напряженности. Здесь и старое геополитическое соперничество за роль неформального лидера двух крупнейших стран региона - Казахстана и Узбекистана. В свое время, говорят, соперничали Динмухамед КУНАЕВ и Шараф РАШИДОВ, затем Ислам Каримов и Нурсултан Назарбаев. Каримова уже нет, а Шавкату Мирзиёеву нужно выстраивать свою линию позиционирования, налаживать отношения с другими главами государств региона.
Ташкент последние годы старался держаться нейтральной позиции, поддерживая те форматы сотрудничества, которые ему необходимы, и избегая те объединения, которые требовали от него повышенных обязательств. В первую очередь, конечно, военно-политических. У Узбекистана много известных проблем: экономические, политические, проявление экстремизма, избыточное количество рабочей силы, которые в рамках регионального сотрудничества решить достаточно сложно. Ведь ни одна страна не желает хоть в чем-то зависеть от другой. Все это способствует тому, что отдельные вопросы - транспортные, пограничные, финансовые и т. д. - решать лучше напрямую друг с другом, а не в рамках расширенной интеграции, - заключил политолог.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото kazinform и с интернет-ресурсов, Алматы

Кстати

Дело - в трубе

Казахстан удовлетворил просьбу Ташкента дать возможность транспортировать российскую нефть по трубопроводу Омск - Павлодар - Шымкент для загрузки НПЗ Узбекистана.
- Самая важная договоренность, которая была достигнута (в ходе переговоров с компаниями “КазМунайГаз”, “КазТранс­Газ” и “КазТрансОйл”. - Ред.), - это использование нефтепровода Омск - Павлодар - Шымкент для обеспечения сырьем наших нефтеперерабатывающих заводов, - заявил председатель правления национальной холдинговой компании “Узбекнефтегаз” Алишер СУЛТАНОВ, сообщил UzDaily.
- Мы благодарны за это нашим казахским братьям, - отметил в этой связи глава МИД Узбекистана Абдулазиз КАМИЛОВ.

Кушайте на здоровье!
Узбекистан в этом году намерен экспортировать в Казахстан 560 тыс. тонн плодоовощной продукции на сумму 410 млн. долларов США. Об этом Газете.uz сообщили в пресс-службе компании “Узбекозиковкатхолдинг”.
В прошлом году в Казахстан было экспортировано 482,6 тыс. тонн овощей, фруктов, бахчевых, винограда, бобов и сушеной плодоовощной продукции на сумму более 307 млн. долларов, что на 89,6 тыс. тонн, или на 23 процента, больше, чем в 2015 году.
За январь-февраль текущего года экспорт свежей и сушеной плодоовощной продукции из Узбекистана в Казахстан превысил 22 тыс. тонн на сумму более 15,9 млн. долларов. Кроме того, экспортированы соки, джемы, прохладительные напитки и консервированная продукция на 3,35 млн. долларов.

До встречи осенью
В сентябре этого года ожидается ответный визит казахстанских производителей в Ташкент, сообщил управляющий директор нац­агентства по экспорту и инвестициям Kaznex Invest Аскар АРЫНОВ.
В интервью Sputnik-Казахстан он отметил, что товарооборот между Казахстаном и Узбекистаном составляет порядка 2 млрд. долларов и это очень хороший показатель. Но он не отражает потенциал торгово-экономических взаимоотношений стран, потому что последний намного больше.
По информации Арынова, в состоявшихся на минувшей неделе в Астане бизнес-форуме Казахстан - Узбекистан и выставке промышленных товаров было представлено более 40 крупных узбекских компаний-производителей.
Самат АШИМОВ (по сообщениям узбекских и казахстанских СМИ)

Поделиться
Класснуть