3792

Цена Победы Почему она - одна на всех - не делится поровну?

Накануне Дня Победы журналисты опросили местные власти, сколько ветеранов у них на учете и какие выплаты им планируются. Пережившим страшную войну сейчас уже за 90 лет, да и осталось их совсем мало.

На весь Алматы, например, 506 участников и инвалидов Великой Отечественной, и им всем выделено по 150 тыс. тенге. Плюс есть еще 4251 человек, приравненный к участникам ВОВ, и девять вдов погибших или пропавших без вести воинов, не вступавших в повторный брак - им всем по 30 тыс. тенге.
Миллионная Астана - город помоложе, там 121 ветеран, из них 22 инвалида, им тоже по 150 тыс. тенге и… дополнительно еще по 350 тысяч каждому. Видимо, так северная столица решила опередить южную. Впрочем, ветеранам, приравненным к участникам войны, в Астане положили меньше алматинских - по 20 тысяч тенге. То же и насчет тружеников тыла: их в Астане 3428 человек, и им всем, а также узникам фашизма и вдовам погибших воинов - по 10 тыс. тенге.
Вызов административной столицы смогла подхватить только Восточно-Казахстанская область. Пресс-служба акима процитировала слова Даниала АХМЕТОВА о том, что участники (231 человек) и инвалиды войны (99 человек) получат денежные подарки размером в полмиллиона тенге. А что касается праздничного вознаграждения труженикам тыла, которых почти 26 тысяч человек, про них сказано только, что за счет областного бюджета их в течение года обеспечат санаторно-курортными путевками, компенсаторными и гигиеническими средствами.
В Павлодаре годовщину Победы встретили 103 участника ВОВ, им положено по 150 тысяч тенге, а также по праздничному продуктовому пакету на десять тысяч тенге. Денежную помощь в 22 690 тенге выплатили и людям, приравненным к участникам и инвалидам Великой Отечественной войны. А проработавшим не менее шести месяцев в период 1941-1945 годов - ровно по 11 345 тенге.
В Северо-Казахстанской области к Дню Победы более ста участникам войны выплачена единовременная социальная помощь в 100 МРП - 226 900 тенге.
В Карагандинской области 91 ветеран ВОВ, каждому - по 150 тысяч тенге. Еще по десять тысяч тенге получили лица вольнонаемного состава, жители блокадного Ленинграда, узники концлагерей, вдовы погибших воинов, жены умерших в мирное время инвалидов войны, а также награжденные труженики тыла.
В Актюбинской области ветеранам ВОВ выделено по 100 тысяч тенге, приравненным к участникам - по 50 тысяч тенге, вдовам ветеранов - по 30 тысяч, узникам концлагерей - по 25 тысяч, труженикам тыла - по 10 тысяч тенге.
В Жамбылской области ветеранам положено тоже по 150 тысяч тенге, а вот в Кызылординской - 80 МРП, или 181 520 тенге. А лицам, награжденным орденами и медалями бывшего СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу, - по 113 450 тенге.
Ну и так далее. Как видим, в разных регионах - все по-разному. А ведь речь идет не о чествовании местных батыров из весьма далекой древности - это дань уважения ныне живущим участникам величайшего события нашего общего и сравнительно недавнего прошлого. Ветеранам денег уже не надо, им нужны любовь и уважение их детей, внуков и правнуков, а еще больше - уважение общества. И вот в этом смысле денежный подарок будет рассматриваться их близкими - насколько государство ценит их героических дедушек и бабушек. И этот регио­нальный разнобой тут очень уж не к месту, поскольку таким образом единая цена Великой Победы подменяется соревнованием областных бюджетов, а еще больше - соревнованием акимовских амбиций.
Вы скажете: не надо зря накручивать, самые благородные порывы все равно должны вписываться в бюджетные классификации и иерархии, и если награждение ветеранов отнесено к областному уровню, то области и решают вопрос сами - без оглядки на правительство.
А правительство почему допустило разнобой? Не поду­мавши или сознательно?
Оба варианта, честно скажу, тревожные. Нации ведь возникают и существуют, поддерживая устойчивые государственности, не просто так, а в результате много чего перенесенного. Как правило, так уж устроена человеческая история - трагического. Но переделанного общенациональной памятью в героическое. Поддержание такой общенациональной героической памяти, недопущение общественных расколов по отношению к этапным событиям прошлого - важнейшая государственная задача, ее цена много выше, чем охрана границ, мостов и линий электропередачи.
Мы - государство весьма молодое, и далеко не только в смысле обретения суверенитета в 1991 году. Много чего еще не устоялось, включая неодинаковость общественных оценок едва ли не всего того, что происходило в Великой степи последние лет шестьсот. Пожалуй, только Великая Победа есть то, относительно чего общество едино в подавляющем своем большинстве. Кое-кто, правда, пытается посягнуть и на это. Но с чем мы тогда останемся?
И кому, как не правительству, это понимать.
...Тут премьер САГИНТАЕВ как-то к месту посоветовал: “Ищите Бога в своем собственном сердце, вы не найдете его больше нигде”. Такая несколько суфийская постановка вопроса характеризует главу правительства как человека мыслящего и философического, что, признаюсь, обнадеживает. Поэтому давайте считать, что с подарками ветеранам правительство просто проморгало и в будущем исправится.

Пётр СВОИК, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы


Поделиться
Класснуть