2222

Нас трясёт, а мы...

Почему не стоит паниковать по поводу ослабления тенге

В Алматы, хвала Аллаху, давно не было сильного землетрясения. Так давно, что забылось. Люди живут, как будто вообще не было, а значит, и не будет. Регулярно фиксируемые толчки работают на укрепление чувства безопасности:
слегка потряхивает, значит, сильно не тряхнет. С курсом тенге все наоборот: после головокружительного падения в недалеком 2016 году даже незначительные колебания воспринимаются с повышенной нервозностью. Стоило тенге в начале августа со среднеиюльских 326 упасть до 340 к доллару, как соцсети запестрили паническими предсказаниями, а Национальный банк срочно выступил с успокоением.

Разъяснено, что помимо цен на нефть на формирование курса оказывает влияние совокупность фундаментальных факторов: курс валют стран - торговых парт­неров, состояние платежного баланса, уровень инфляции, базовая ставка Нацбанка, мировые процентные ставки. Но краткосрочно на курс тенге может повлиять резкое изменение настроений участников рынка, в первую очередь из-за новых санкций США в отношении России. Но поскольку текущая динамика курса объясняется спекулятивными факторами, Нацбанк не видит целесообразности в покупке иностранной валюты со стороны населения.
Другими словами, панически перекладываться из тенге в доллары пока не стоит - таково резюме. И мы с ним согласны!
Нет, наше согласие вытекает не из солидарности с курсом Нацбанка - курс-то как раз исключительно несамостоятельный. Если бы монетарный регулятор действительно таргетировал (таргет - это цель) инфляцию, как об этом заявляет, он не позволял бы национальной валюте скакать туда-сюда. Цены - они еще более нервозны, чем люди, но они не прыгают ежедневно вверх-вниз. Изменения накапливаются по неделям и месяцам, и как раз ради ценового спокойствия курс тенге стоило бы корректировать плавно-осторожно.
С успокаивающими заверениями Нацбанка мы солидарны по двум причинам.
Во-первых, тенге таргетирует всего лишь плавание российского рубля. Стоило рублю с июльских 59 к доллару упасть до 61, как наша нацвалюта напугала нас, улетев за 340. Потом небольшой обратный отскок и рубля, и тенге.
И во-вторых, рубль обрушивать не будут. Причем согласно той же логике, по которой два года назад Центробанк и правительство РФ обесценили собственную валюту в два раза, утянув туда же и тенге.
Но прежде чем объяснить разницу между тем и нынешними циклами, вот вам принципиальное объяснение вообще всего.
Глобальный мировой кризис, который поражает сегодня страны и континенты, - это землетрясение, какого человечество еще не знало. Мы находимся на рубеже создания радикально новой модели мировой экономики, политики и глобальной безопасности. Предстоит снять мировую нагрузку со старой дефектной системы мировой валюты, перенеся ее на систему региональных и континентальных эмиссионных центров для региональных наднациональных межгосударственных валютно-расчетных единиц.
А знаете, откуда я это взял? Из статьи в “Российской газете” еще от 2 февраля 2009 года, автор которой - Нурсултан НАЗАРБАЕВ, президент Казахстана.
Так вот, все прошедшие с той поры годы только подтверждают тот прогноз, хотя процесс не быстрый. Так, созданный по урокам кризиса 2007-2008 годов Таможенный союз успел уже потянуть за собой и Майдан с Крымом, и резкое обострение отношений России с США, а до появления евразийского алтына, о котором сказал глава Казахстана, пока далеко.
Но процесс идет именно в эту сторону по принципу ниппеля - назад хода нет. В прошлый раз рубль опустили из-за временного совпадения интересов расходящихся сторон. Глобальному капиталу остро требовалась ликвидность из офшоров и с развивающихся рынков, и подчиняющийся ему Центробанк вытащил ее из России через девальвацию. И эта же девальвация помогла по-прежнему сырьевой российской экономике справиться с внешней конъюнктурой, сохранив возможности финансирования оборонки.
Предыдущий президент США Барак ОБАМА тогда сказал о “разорванной в клочья” российской экономике, россияне над этим посмеялись, хотя грохнуть в два раза собственную валюту все равно что порвать парадный мундир на самом фасадном месте.
Впрочем, президент России Владимир ПУТИН - он это доказал - играет вдолгую. И глобальная партия далеко еще не закончена - у мирового “дефектала” (читайте Назарбаева!) неразрешимых проблем все больше, а возмутитель в виде России здесь мощный катализатор.
Ситуация, конечно, неоднозначна: механизмы обрушения рубля не демонтированы, а готовые на это люди остаются на своих постах. В отличие от нашей Московская валютная биржа является частью мировой, как бы продолжением той же Чикагской, и две трети игроков на ней - зарубежные хедж-фонды. Но политически нового курсового землетрясения Кремль допустить не должен. В прошлый раз санкции были как бы на время, теперь они навсегда. Отсюда вывод: потихоньку опускать рубль можно, но сильно обесценивать равносильно капитуляции. Все равно что упасть на колени и склонить повинную голову.
Но этого не может быть. Потому что не может быть никогда: у российских собственная гордость.
Что из этого следует для нас? Правильно: спокойствие, граждане, только спокойствие!

Пётр СВОИК, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть