15678

“Форбс” и маленькие тележки

Как фирма обычного электрика и хозяев грузинского ресторана по поддельным документам выиграла железнодорожные тендеры почти на 10 миллиардов тенге и попала в список “Форбс”

Столичная бизнесвумен Надежда СЕИТОВА - личность известная и в некотором роде популярная. Ее ресторан “Тифлисъ” - модное место Астаны, куда принято приводить гостей, ценящих грузинскую кухню. Сама Надежда Борисовна входит в Ассоциацию деловых женщин Казахстана, нередко дает интервью, улыбается со страниц глянцевых журналов. Однако, как выяснили следователи службы экономических расследований департамента госдоходов, госпожа Сеитова увлекается не только приготовлением хачапури и хинкали. Владелицу популярного ресторана и ее супруга Якова ГОДИНА подозревают в хищении, мошенничестве и подделке документов. Ущерб, нанесенный государству, оценивается миллиардами тенге!

Эта история началась еще в 2013 году. “Казахстанская вагоностроительная компания”, выполняющая заказы “дочки” “Казахстан темир жолы” - компании “Казтемиртранс”, объявила тендер на закупку железнодорожных вагонных тележек. Учитывая масштабы национального перевозчика, общая сумма заказа получилась астрономической - более девяти с половиной миллиардов тенге! Этот огромный кусок железнодорожного пирога достался ранее никому не известной фирмочке - ТОО “СнабПромСервис”. Учредитель компании - некий Владимир БЛОХИН - тут же попал в рейтинг журнала “Форбс” как один из тех, кто получил наиболее крупный госзаказ. Соседями бизнесмена в списке государственных заказников оказались известные олигархи и меценаты, инвесторы и бывшие министры...
Постоянные подрядчики КВК и КТЖ удивлялись: откуда взялся этот “СнабПромСервис” и кто такой господин Блохин? По документам он вообще обычный пенсионер, а тендер на поставку вагонных тележек - не просто заказ на приобретение техники. Чтобы участвовать в конкурсе, нужно иметь внушительный набор сертификатов и быть отечественным производителем. То есть разыгрывался не просто лот на покупку товара, который выигрывает посредник, предложивший наилучшие условия. Речь идет о развитии казахстанской промышленности. Поэтому одно из требований к участникам - наличие сертификата “CT-KZ”, который доказывает происхождение товара, в данном случае - его казахстанские корни. Так, если еще вчера о “СнабПромСервисе” никто даже не слышал, то где эта фирма поставила свой завод по сборке продукции? Как оказалось, по бумагам у товарищества было все в порядке - цеха арендовали на крупном предприятии, а сертификат “CT-KZ” был выдан уполномоченным органом в лице ТОО “Кызылжар-Экспертиза”. Эксперт ЗОЛОТАРЕВА проверила представленные документы, среди прочих там был счет-фактура ТОО “Проммашкомплект” - единственного национального производителя колес и стрелочных переводов, который выполняет серьезные заказы на железной дороге. В общем, с бумагами у господина Блохина было все в порядке.
“СнабПромСервис” начал выполнять свои обязательства, привез первые образцы тележек на экспертизу, получил аванс по первому заказу в размере более 1,3 миллиарда тенге. В России закупили нужную продукцию, оставалось только завезти ее в Казахстан и “доработать напильником” - сделать так, чтобы тележки выглядели так, будто произведены в наших степях. И тут у компании начались проблемы.
В Национальную палату предпринимателей поступило заявление, что с документацией у “СнабПромСервиса” не все так радужно, как выглядело при проведении тендера. Если быть точнее, тот самый сертификат “CT-KZ” выдан не совсем законно. Сотрудникам “Кызылжар-Экспертизы” предоставили несуществующий счет-фактуру от “Проммашкомплекта” -
завод никогда не выполнял никаких заказов фирмы Блохина, хотя один договор между компаниями был подписан, но так и не исполнен: “СнабПромСервис” просто не смог заплатить за товар. Но при этом в распоряжении руководства фирмы оказались официальные документы завода. Впоследствии каким-то волшебным образом появился тот самый счет-фактура, который никто никогда не выписывал. Но именно эта бумажка позволила получить сертификат и стать участником многомиллиардного тендера…
Мы понимаем, что все эти технические подробности могут заметно утомить нашего читателя, но без них никак не обойтись: именно с подделки весьма важного документа началось восхождение Блохина на олимп госзаказа. Разумеется, когда в НПП выяснили, что бумаги сфальсифицированы, сертификат был отозван. Ну а дальше пошло по накатанной -
служба экономических расследований при департаменте госдоходов начала свою проверку. Тем более что огромные государственные деньги уже упали на счета предприятия. 1,3 миллиарда тенге на дороге не валяются. Впрочем, когда следователи получили доступ к бухгалтерии компании, то денег на счетах уже не было…
Казалось бы, при чем здесь ресторатор Надежда Сеитова, раздающая житейские советы на страницах красивых журналов? Дело в том, что уже на первых допросах Владимир Блохин полностью раскололся и пошел на сотрудничество со следствием. Он признался, что на самом деле не руководил никаким “СнабПромСервисом”. Просто родственница Сеитова попросила на время его удостоверение личности, чтобы оформить на него фирму. Иногда он подписывал какие-то бумаги, даже встречался с какими-то людьми, но на самом деле рулила предприятием Надежда Борисовна, а помогал ей муж Яков Годин. Сам же Блохин - тот самый из списка “Форбса” - трудится простым электриком, чтобы была прибавка к пенсии!
А затем в “СнабПромСервисе” была проведена аудиторская проверка, которая должна была дать ответ на вопрос, куда же девались государственные деньги. И тут следователи поняли, что наткнулись не просто на махинации вокруг тендера. Средства, выделенные на вагонные тележки, разлетались в течение 2013 и 2014 годов по странным компаниям, очень похожим на лжепредприятия по обналичиванию средств. Например, 148 миллионов попали на счета фирмы “Оазис-НС”, прописанной в Алматы. Эту компанию проверили сотрудники департамента госдоходов Медеуского района, и при проведении экспертизы им удалось установить, что за год с небольшим через фирмочку отмыли невероятное количество денег. Только предполагаемая сумма корпоративного налога и налога на добавленную стоимость, которые доначислили предприятию, составила 5,9 миллиарда тенге!
Разумеется, учредителя и директора в одном лице - некоего Виктора РУДЕНКО - пригласили на беседу, а во время допроса у него напрочь отшибло память. На вопросы: “Куда реализовывали ГСМ?”, “Куда реализовывали стройматериалы?”, “Какие здания реставрировали и ремонтировали?”, “Какова сумма уплаченных налогов?”, “На что были потрачены обналиченные чеки на 96, 300 и 150 миллионов тенге?” - Руденко отвечал односложно: “не помню”. В стенограмме допроса всего более 30 “не помню”...
Также в финансовых схемах “Снаб­ПромСервиса” были задействованы другие подозрительные организации, которым уходили крупные суммы денег. ТОО “Элатив-Астана” достались 155 миллионов тенге, ТОО “Универсал-Сервис-НС” - чуть более 30 миллионов, ТОО “Евразия-Сервис-НС” - еще 80 миллионов и так далее.
Следователи обратили внимание, что буквы НС в названиях ТОО -
это инициалы Надежды Сеитовой. Хотя это может быть всего лишь совпадением. Еще одним совпадением можно назвать тот факт, что все эти фирмы, куда уходили деньги, были зарегистрированы на работников ресторана “Тифлисъ” и просто на знакомых Сеитовой и Година, которые стали исчезать! Вдобавок сама Надежда Борисовна тоже угодила в заключение судебно-экономической экспертизы. Со счета “СнабПромСервиса” было снято более 665 миллионов тенге, из которых 520 миллионов бухгалтер передал Сеитовой наличными. По курсу того времени это почти
3 миллиона долларов!
Но и это еще не все. Как оказалось, веселая семейка обманула не только “Казахстанскую вагоностроительную компанию”, но и… американских инвесторов! Сеитова и Годин сумели выпросить у гражданина США Аркадия ОРКИНА 2,4 миллиона долларов. Утаив получение огромного аванса от КВК, они жаловались президенту Steel Trade Services LLC USA, что им не хватает рабочего капитала, не на что купить комплектующие для тележек и они могут потерять шанс стать новыми казахскими производителями. Американский бизнесмен не собирался давать деньги просто в долг, он хотел создать новые производственные линии и новые рабочие места в Казахстане, то есть его интересовали долгосрочные инвестиции и серьезный проект. Своим казахстанским партнерам он выслал меморандум о намерениях, но так и не дождался их подписей. В итоге он выделил целевые деньги для выполнения контракта с КВК. Как результат - сегодня он потерпевший, а его деньги пропали под стук железнодорожных колес. Даже удивительно, сколько усилий тратят первые лица государства, чтобы привлекать в Казахстан иностранных инвесторов и развивать экономику страны. Но, как мы видим, некоторые наши соотечественники с большим удовольствием забирают себе эти инвестиции. Все, что хотел американец Оркин, - наладить в Казахстане настоящее производство, а в итоге занят поиском своих денег с помощью следственных и судебных органов Казахстана…
Чтобы собрать все доказательства, столичной службе экономических расследований пришлось приложить немало усилий. Сеитова и Годин продемонстрировали завидное упорство во время следственных действий. Пара даже нашла квартиру прямо напротив столичного здания ДГД. Спрашивается: для чего такие меры? А оказалось все просто. Всех сотрудников тридцати различных фирм, так или иначе причастных к деятельности “СнабПромСервиса”, вызывали на допросы. А перед тем как зайти к следователям, они посещали ту самую квартиру, где их инструктировал один очень уважаемый в столице адвокат. И ответы “не знаю”, “не помню” звучали в ДГД чаще других.
Несмотря ни на что, следствию удалось довести расследование до логического конца, при этом объем работы получился весьма солидным. Обвинение семейной паре выдвинули по шести статьям Уголовного кодекса, а всего в уголовном деле 39 томов, и только обвинительный акт занял 49 страниц! Еще часть эпизодов выделена в отдельные производства, и ими занимается Национальное бюро по борьбе с коррупцией.
А вот дело о вагонных тележках уже в июле поступило в Сарыаркинский райсуд по уголовным делам города Астаны и попало к судье Биржану ТОРЕГЕЛЬДЫ. На предварительном слушании подсудимые просто завалили суд ходатайствами - они просили прекратить разбирательство в связи с отсутствием состава преступления или хотя бы устранить ошибки в материалах. Вышли с ходатайством потерпевшая сторона и гособвинение, попросив арестовать Година и Сеитову на время процесса. Как оказалось, прокуратура лишь в самом конце расследования получила на руки стенограммы всех телефонных разговоров подсудимых. Несмотря на осторожность, муж и жена все-таки время от времени пропускали в “эфир” некоторые подробности своей деятельности, и стало ясно, что они изо всех сил заметают следы, оказывают давление на свидетелей, советуют им “исчезнуть”.
Однако судья Торегельды не внял просьбе гособвинителя, зато удовлетворил прошение самих подсудимых, вернув дело прокуратуре на исправление ошибок. Это, кстати, неплохая защитная тактика. Не может такого быть, чтобы в уголовном деле из 39 томов не было ни одной помарки. И исправлять их можно до бесконечности.
Виновны ли хозяева ресторана “Тифлисъ” или они стали жертвами обстоятельств, должен решит суд. Если, конечно, судья будет настроен разобраться во всех обстоятельствах этого громкого дела. И очень важно, чтобы служителю Фемиды никто не мешал ненужными советами и просьбами, чтобы он смог объективно изучить железнодорожные тендеры, обналичивание в особо крупных размерах государственных средств, неуплату КПД и НДС в фантастических масштабах фирмами-однодневками, которые, как сателлиты, окружают рестораторшу Сеитову. А наша газета, в свою очередь, обе­щает и дальше отслеживать все нюансы этого громкого дела.

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее