8967

Учебный пролёт

Известная летчица Казахстана Тоты АМИРОВА хотела получить высшее образование, но почему-то ограничилась дипломом колледжа

Минувшим летом малую авиацию Казахстана словно прокляли. Только за один месяц произошло сразу несколько происшествий, в результате которых погибли люди. Складывается впечатление, что все авиакатастрофы не просто стечение обстоятельств, а результат недостаточного контроля со стороны государственных органов. Конечно же, все ждали, как на случившееся отреагирует новое руководство комитета гражданской авиации, где в начале лета Бекена СЕЙДАХМЕТОВА сменил его заместитель Талгат ЛАСТАЕВ. И реакция последовала мгновенно.

В этом году комитет гражданской авиации стал работать с применением новых технологий: у ведомства появилась страничка в соц­сетях, также весьма активно ведет себя в Фейсбуке главный государственный инспектор, и.о. заместителя председателя КГА Тоты Амирова - та самая женщина-пилот, что первой в Казахстане села за штурвал “Боинга”. Больше других от этого выиграли журналисты: теперь им не надо гоняться за комментариями - комитет дает официальную информацию, а госпожа Амирова может от себя добавить пару-тройку эмоциональных строк.

Вот лишь несколько примеров. Над свадебным кортежем в Шымкенте летает вертолет - Тоты Амирова защищает летчика. “За понты у нас наказания нет” - так цитируют СМИ ее пост из соцсетей.
Падает Як-12 в Панфиловском районе, а руководитель КГА недовольна. “Столько людей стоят, наблюдают и снимают, как горит самолет с двумя людьми, - пишет она на своей странице. - Могли бы с помощью лопат затушить пожар и спасти людей!”
25 августа разбивается еще один самолет в Алматинской области, что тоже не проходит мимо авиаблогера: “Командир воздушного судна Анатолий Меньшиков погиб, он был одним из самых опытных пилотов в малой авиации, и это подтвердит любой летчик, кто его знает”.
Лейтмотив практически всегда одинаковый: самолеты падают, летчиков жалко, будем разбираться в причинах. Помимо этого новый государственный инспектор на одном из недавних совещаний пригрозила всем авиакомпаниям сразу: дескать, мы знаем, что вы скрываете происшествия, но до всех доберемся. Особое отношение со стороны и.о. зампреда КГА уже ощутили на себе топ-менеджеры “Казак Эйр” - чиновница отчитывала их как школьников.
Но все же самое большое негодование у второго человека в КГА вызвала трагедия учебного самолета со студентом Академии гражданской авиации. Тоты Амирова сразу же, не дожидаясь окончания расследования, сделала выводы и нашла виновных, о чем тут же написала большой пост. “Академия гражданской авиации относится к Министерству образования! - подчеркивает чиновница. - Тренировки проходят рядом с населенными пунктами, к тому же горный аэродром. Руководит академией не пилот. Приглашаются иностранные инструкторы, которые вряд ли знают местные метеоусловия, хотя у нас имеются пилоты, которые даже могут выполнять фигуры высшего пилотажа и которые раньше учили наших курсантов. Заключаются договоры с летными учебными центрами Литвы, Финляндии и т. д., хотя лучшими центрами по обучению и развитию в области авиации являются Голландия, Германия, Британия. И так далее…”

Одним словом, вывод простой: будущих пилотов в академии учат не так и не те. Хотя все прекрасно знают, что ректору и не надо быть летчиком. В академии есть летчик-проректор, к тому же учебный центр возглавляет действующий пилот.
И ладно, если бы столь эмоциональное заявление сделала просто известная летчица. Но в данном случае Тоты Амирова выступает как государственный служащий. И она точно знает, что только после окончания расследования можно сказать наверняка, что именно стало причиной авиакатастрофы. Но и.о. заместителя председателя КГА не ограничилась одним громким заявлением: 28 августа ее личным решением было приостановлено действие сертификата учебного центра Академии гражданской авиации, запрещены все полеты, в том числе тренажерное и теоретическое обучение. И снова хочется подчеркнуть - эти меры были приняты еще в процессе расследования специальной межгосударственной комиссии Министерства по инвестициям и развитию. А поводом для приостановления сертификата стало якобы непредоставление информации о составе инструкторов учебного центра. И не важно, какова в итоге причина авиакатастрофы Tecnam 2002 - летать нельзя, тренажеры включать нельзя, теорию преподавать запрещено.
Может быть, в этом решении есть здравое зерно - пока нет понимания, из-за чего упал самолет, следует поостеречься. Но почему-то запрет на полеты получил только учебный центр академии! В КГА не принимали решений об ограничениях в отношении компаний “КазАвиа” или “Евразия-Эйр”, которые выполняют коммерческие полеты, хотя их техника тоже уничтожена. Да и частники на своих “кукурузниках” как летали, так и летают - никто им заслоны не ставил, несмотря на авиакатастрофу с самолетом в Балхашском районе. Получается, в комитете гражданской авиации придерживаются двойных стандартов?
Еще более удивительно, что Тоты Амирова сама училась в той самой академии, которой сейчас соз­дала столько проблем. Быть может, поэтому она и не считает профессионалами нынешних руководителей вуза. Но в то время, почти 20 лет назад, учебным заведением руководили совсем другие люди.
Есть и другое предположение: может быть, будущего зампредседателя КГА чем-то обидели в академии, вот она сейчас и сводит счеты?
Мы решили выяснить, а как, собственно, училась будущая чиновница. Судя по ее карьере, госпожа Амирова была лучшей студенткой своего курса. Но оказалось, что все немного не так. Это подтвердили документы, оказавшиеся в распоряжении редакции.
Итак, Тоты Амирова 24 сентября 1998 года была зачислена на первый курс дневного отделения инженерного факультета, чтобы получить высшее образование по специальности “эксплуатация воздушного судна”. Ее курс рассчитан на четыре года, а после его окончания каждый студент становится дипломированным специалистом. Но вот что странно - прием абитуриентов осуществляется до 31 августа, то есть до начала учебного года. Однако в отношении нашей героини почему-то было сделано исключение.
Идем дальше. Уже через месяц, то есть 26 октября, студентка Амирова была принята на полный рабочий день методистом… в Академию гражданской авиации. В декабре совсем еще юная Тоты перевелась лаборантом на кафедру. То есть будущий пилот “Боинга” училась летать, не отрываясь от работы: весь день проводила на кафедре, но при этом успевала получать знания и практику.
Но и на этом странности не заканчиваются. В мае 2000-го, то есть через два года после начала обучения, Амирова получает допуск к сдаче государственных экзаменов и успешно проходит все испытания. В результате ей вручают диплом об окончании… колледжа! Получается, поступала будущая летчица в академию для получения высшего образования, а получила в итоге среднее специальное! Это все равно, если бы студентка пошла в медицинский вуз, чтобы стать хирургом, но через два года вдруг выпустилась медсестрой. Работать в больнице можно, а вот оперировать - вряд ли.
Однако даже диплома о среднем специальном образовании Амировой хватило, чтобы получить квалификацию пилота и через короткое время оказаться за штурвалом самолета. Дальше - больше: учеба за рубежом, “Боинг”, национальный авиаперевозчик и наконец высокая должность в комитете гражданской авиации.
Однако не будем забывать: карьера женщины-пилота началась с весьма неоднозначной учебы в Академии гражданской авиации. Ведь дело не в том, какой орган выдал диплом - сама академия или колледж при ней. Просто программы обучения в вузе и колледже не совпадают: разный набор предметов, другой объем дисциплин, учебных часов и так далее. Не случайно ведь высшее образование получают в течение четырех лет, а для среднего специального хватает и двух.
Можно ли считать такой диплом законным и соответствующим нормам казахстанского образования? Ответ на этот вопрос может дать только специальная проверка. По-хорошему ее надо было проводить до того, как госпожа Амирова стала исполнять обязанности заместителя председателя КГА без высшего казахстанского образования. Однако и сейчас не поздно поднять архив академии, чтобы понять, как в лихие девяностые будущие руководители нашей авиации получали дипломы. Ведь мы все, в том числе и Тоты Амирова, заинтересованы в том, чтобы в гражданской авиации работали настоящие профессионалы, а не кто попало.

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

P.S. Как стало известно нашей редакции, расследование авиакатастрофы самолета Tecnam 2002 завершено, отчет о проделанной работе уже передан в Министерство по инвестициям и развитию. Причиной крушения лайнера назван погодный феномен - самолет потерял управление из-за резкого порыва ветра. 

Хроника последних авиакатастроф
27 июля в Панфиловском районе Алматинской области разбился Як-12, проводивший химическую обработку полей. Погибли пилот и пассажир.
10 августа во время учебного полета в пригороде Алматы упал Tecnam 2002, эксплуатируемый учебным центром Академии гражданской авиации. Погибли инструктор и студент академии.
25 августа в Балхашском районе Алматинской области потерпел авиакатастрофу двухместный МAULE М-7-260С, владельцем которого является частная фирма “Олжас Бастау”. Пилот погиб, пассажир остался жив.
31 августа в Актюбинской области совершил жесткую посадку вертолет Ми-8, принадлежащий компании “Евразия-Эйр”. Пострадавшие доставлены в больницу, вертолет полностью разрушен.


Поделиться
Класснуть