10923

Женская логика

Как глава комитета фармации Минздрава Людмила БЮРАБЕКОВА, пытаясь опровергнуть газету “Время”, в итоге опровергла саму себя

В минувший четверг в нашей газете был опуб­ликован материал о лекарственном препарате гепасан производства шымкентского завода “Химфарм”, который из-за неоднократных жалоб на его неэффективность приказом председателя комитета фармации Людмилы БЮРАБЕКОВОЙ был запрещен для использования на территории РК. Это произошло в конце августа нынешнего года, однако уже в октябре приказ был отменен той же самой Людмилой Бюрабековой (см. “Препаратные игры”, “Время” от 26.10.2017 г.). Почему лекарство так быстро вернули в аптеки и больницы? Мы ожидали услышать ответ от самого Минздрава. И были, честно сказать, поражены оперативностью реакции чиновников. В тот же четверг, 26 октября, корреспондентов “Времени” в Астане срочно пригласили в Службу центральных коммуникаций (СЦК). Руководителю нашего столичного корпункта Аскару ДЖАЛДИНОВУ прямо так и заявили по телефону: спикеры, которые приглашены в СЦК, намерены “опровергнуть статью газеты “Время” о препарате гепасан”! Слов нет, чтобы описать, как мы обрадовались: значит, гепасан совершенно безопасен и эффективен, а следовательно, нам и вместе с нами всем казахстанцам не о чем беспокоиться! Увы, Людмила Бюрабекова и первый заместитель генерального директора Национального центра экспертизы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники Арнур НУРТАЕВ жестоко разочаровали пользователей гепасана - они так и не смогли привести в его защиту сколь-нибудь внятных аргументов. 

Впрочем, к спикерам, срочно приглашенным в СЦК, мы еще вернемся. А для начала коротко напомним суть “препаратных игр”. Итак, гепасан - это один из вариантов гепарина натрия, используемого в реаниматологии, а также в кардиохирургии. Задача гепарина - помешать образованию тромбов в крови. Однако его шымкентский вариант - гепасан - помогает пациентам далеко не всегда. Разрешение на его производство “Химфарм” получил летом 2015 года, но уже к январю 2017-го из государственных больниц поступило три жалобы на неэффективность изделия. Все случаи были связаны с больными, у которых возникли серьезные проб­лемы с сердцем, и лечащие врачи прописывали им гепасан, который, однако, не помогал. Об этом прак­тикующие медики сообщили в Национальный центр экспертизы лекарственных средств. Оттуда в комитет фармации Министерства здравоохранения ушло письмо с рекомендацией: прекратить использовать гепасан до завершения его клинических исследований. Но пока этот орган возглавляла Лариса ПАК (ныне арестованная по подозрению в коррупционных преступлениях), никакой реакции не было. В августе ее кресло заняла Людмила Бюрабекова, и буквально тут же увидел свет ее приказ № 194:
“В соответствии с подпунктом 1) пункта 3 Правил запрета, приостановления, изъятия или ограничения из обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, утвержденных приказом министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 27 февраля 2015 года № 106, в целях защиты здоровья и жизни граждан страны ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Приостановить действие регистрационного удостоверения лекарственного средства гепасан, раствор для инъекций 5000 МЕ/мл, 5 мл, производитель АО “Химфарм”, Республика Казахстан, выданного 30 июня 2015 года за номером РК-ЛС-3№021501, до получения результатов клинических исследований”.
Проще говоря, препарат не подлежит использованию в Казахстане до тех пор, пока опытным путем не будет доказано, что лекарство абсолютно безопасно и эффективно. По времени подобные исследования длятся в среднем полгода.
В общем, госпожа Бюрабекова поступила совершенно правильно - в строгом соответствии с законодательством. Очень важный момент: исполнение приказа председатель комитета фармации возложила на себя лично.
Но вот что удивительно: не прошло и двух месяцев, как та же Людмила Витальевна Бюрабекова подписывает новую бумагу - приказ
№ 260, отменяющий 194-й. Спрашивается, с чего вдруг? Вы не поверите, но причина - новое письмо из Национального центра экспертизы лекарственных средств. На сей раз его специалисты утверждали: гепасан производства “Химфарма” безопасен и эффективен. Но как это удалось выяснить? Вот об этом г-жа Бюрабекова как смогла рассказала на экстренном брифинге в СЦК.
- На основании трех карт мы приостановили действие регистрационного удостоверения для того, чтобы выяснить, действительно ли препарат неэффективен, - цитирует Людмилу Бюрабекову сайт СЦК ortcom.kz. - Затем в течение двух месяцев мы работали с медицинскими организациями, к нам поступили письма от всех медицинских организаций регионов - и области, и городов Астаны и Алматы, которые подтвердили, что препарат эффективен.
Дошедшим до этого места особо впечатлительным читателям стоит накапать себе в стаканчик успокоительного.
Ибо вот что поведала далее главный фармаколог Минздрава:
- Тщательно изучив всю эту информацию, Национальный центр экспертизы принял решение о том, что мы отзываем приказ о приостановлении действия регистрационного удостоверения, препарат разрешаем к применению и компании “Химфарм” РЕКОМЕНДУЕМ КЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ на базе одной из медорганизаций страны, где занимаются научными исследованиями в сравнении с оригинальным препаратом гепарин натрия.
Вспомните, что писала она же в приказе № 194, отзывающем регистрационное удостоверение гепасана. Правильно, там было написано, что препаратом запрещено пользоваться ДО ПОЛУЧЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ клинических исследований. А спустя каких-то два месяца она уже не настаивает на проведении клинических исследований, а рекомендует эти тесты провести. Как говорится, почувствуйте разницу! Причем согласно удивительной логике женщины, которая по долгу службы обязана стоять на страже наших жизней и здоровья, необязательность клинических исследований вытекает из... писем “от всех медицинских организаций регионов”. Как у Пушкина: “Я к вам пишу, чего же боле”.
Об этих самых письмах разговор особый. Ни одного из них в СЦК журналистам так и не показали. Хотя не поздно это сделать и сейчас - послания из регионов вполне можно опубликовать на сайте комитета фармации или в социальных сетях (которым, кстати, шеф г-жи Бюрабековой министр здравоохранения Елжан БИРТАНОВ уделяет самое пристальное внимание). По нашей информации, далеко не под всеми этими “сигналами снизу” стоят подписи первых руководителей и/или главврачей больниц. Говорят, есть случай, когда все ограничивается автографом заведующего больничной аптекой (неужто вышестоящее начальство отказалось?). И вообще, с каких это пор письма из регионов весомее результатов клинических исследований? Этот вопрос в СЦК так и не прозвучал.
Зато наши коллеги прямо спросили: какой препарат может быть признан опасным для применения? На что г-жа Бюрабекова ответила буквально следующее: “Мы тогда должны получить как минимум около ста (выделено мной. - М. К.) карт побочных действий”. Вы уж определитесь, Людмила Витальевна! В августе своим приказом запрещаете гепасан всего за три предупреждения, а теперь говорите, что их должно быть около ста.
Ох, определенно не зря юмористы всех времен и народов воздают должное “женской логике”...
Повторюсь, очень приятно, что в Минздраве так оперативно реагируют на публикации газеты “Время”. Но все же хотелось бы услышать всю правду о “великом и ужасном” гепасане. Может быть, Людмиле Витальевне попроситься на трибуну СЦК еще разок?
Тогда, глядишь, и я, бросив все свои дела в южной столице, приеду в Астану...

Михаил КОЗАЧКОВ, фото с сайта ortcom.kz и с интернет-ресурсов, Алматы


Поделиться
Класснуть