1507

Искусство не знает границ

Впервые в Казахстане Музей искусств им. Кастеева предоставил возможность прикоснуться к прекрасному слепым и слабовидящим.
Прикоснуться в самом прямом смысле слова: руками пощупать произведения искусства, прочитать специально набранные выпуклым шрифтом этикетки и послушать аудиогид, рассказывающий о работе художника или скульптора.
Кстати, всем желающим попробовать, каково это в полной темноте общаться с искусством, организаторы раздали повязки на глаза. Я ограничилась тем, что просто поводила руками по барельефу, дублирующему знаменитую картину Гульфайрус ИСМАИЛОВОЙ “Казахский вальс”. Для меня это оказалась просто прохладная поверхность с неровностями. Вот тут и становится ясно, что мы совсем по-разному воспринимаем мир на ощупь!
- Мы занимаемся внутренним и внешним туризмом для людей с ограниченными возможностями, и всегда возникает вопрос: куда повести гостей? Обратите внимание, сейчас на открытии выставки присутствуют музейные работники из десяти регионов страны. Они хотят и у себя сделать что-то подобное, - говорит координатор проекта “Доступные музеи”
ОФ “Аржан” Касиет ОМАРОВА.
Действительно, люди с инвалидностью по зрению оказались в восторге от посещения музея. Каждый экспонат долго и с разных сторон ощупывали, замирая возле него, затем бурно делились эмоциями. Оказалось, что ЖАМБЫЛ (судя по мраморному бюсту), был пухлым, а шапку носил, плотно натянув ее на уши.
Мадияр долго изучал красавицу из дерева и восхищался ее профилем и точеным носом, а Кенжегул пришел в восторг от усов фигурки из композиции. Я стилизованную кокарду приняла было за шахтерский фонарик, но Кенжегул меня поправил: “Вы прочитали название работы? Это “Не стареющие душой ветераны”, у них мундиры интересные, замечательные усы”. Пришлось заново всматриваться в скульптуру.
- Может показаться, что мы уделяем внимание не самой значительной в процентном соотношении части посетителей, - комментирует старший научный сотрудник Центра декоративно-прикладного искусства Казахстана Наталья БАЖЕНОВА. -
Но, поверьте, это очень активные люди! Впервые я столкнулась со слабовидящими посетителями музея как экскурсовод. И в тот раз вместо 45 минут рассказывала два с половиной часа! Если музей доступен, то находятся и посетители. В этом мы уже убедились. Минувшей весной мы приняли целую группу слабовидящих гостей, которые пришли познакомиться с нашей площадкой скульптур под открытым небом. Тогда мы даже специально протерли все работы, чтобы гости не испачкали руки.
Но в самом музее смотрители залов всегда следят, чтобы посетители не трогали работы руками. Поэтому чтобы сделать музей доступным для слабовидящих, главный хранитель музея выбрала объекты, их снабдили этикетками, набранными шрифтом Брайля, подготовили специальные аудиозаписи, на которых не только описывается произведение, но и создается с помощью звуков и музыки соответствующее настроение. А казахстанские скульпторы безвозмездно изготовили девять крупных и три миниатюрных барельефов с самых известных картин коллекции музея.
- В зале декоративно-прикладного искусства можно пощупать шерсть, войлок, керамику, - замечает Наталья, - подержать в руках кобыз. Мы очень гордимся, что наш музей стал первым доступным для незрячих и слабовидящих в Казахстане.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть