1948

Человек-амфибия

     Их называют воинами трех стихий: воды, земли и воздуха. В правдивости этих слов мы убедились, побывав на спецоперации боевых пловцов в рамках тактико-специального учения “Поиск-2018”. Бойцам потребовалось всего пять минут, чтобы ликвидировать группу условных террористов.

По замыслу на берегу Капшагайского водохранилища была обнаружена банда боевиков. Поскольку все подходы к их лагерю охранялись, было принято решение провести операцию с воды. На быстроходных катерах группу боевых пловцов доставили на место событий. Используя беспузырьковые дыхательные аппараты замкнутого цикла, парни бесшумно начали движение к берегу.

Ничего не подозревающие “бандиты” готовили обед и не ожидали атаки. Отвлекая внимание взрывом, боевые пловцы штурмом взяли лагерь противника. На все про все им потребовалось пять минут. Зачистив территорию, ребята без потерь эвакуировались из зоны операции.
- Группа отработала отлично, - констатирует майор Еркебулан КУЗЕНОВ. - Противник даже глазом не успел моргнуть, как его обезвредили!
В разных государствах этих парней-амфибий называют по-разному: водолазы-разведчики, подводные диверсанты, люди-лягушки, живые торпеды, морские дьяволы. Но во все времена представители этой уникальной военной специальности в иерархии любого силового ведомства стоят особняком. Часто они даже не называют своих настоящих имен и стараются не показывать лиц. Вот и в этот раз нас попросили не снимать ребят без масок, и на некоторые вопросы мы не получили ответов.

Попасть в это подразделение так же непросто, как и служить в нем. Кандидаты проходят жесткий отбор, проверку полиграфом, у них не должно быть родственников с сомнительной репутацией.
- Желающих служить в наших войсках немало, но из 30-40 человек отбор проходят 10-12, - рассказывает майор Кузенов. - Кандидат должен быть эмоционально уравновешенным, способным сохранять спокойствие в экстремальных ситуациях, не бояться темноты, одиночества, замкнутого пространства, выдерживать большие физические нагрузки, хорошо переносить погружение на значительные глубины и перепады давления. Большое внимание мы уделяем образованности и смекалке бойцов. Они должны мыслить нешаблонно, принимать самостоятельные решения, потому что в боевых условиях не будет времени на раздумывание. Для этого мы регулярно проводим учения, где создаются такие ситуации, чтобы боец действовал самостоятельно.

Главная проблема современного мира - международный терроризм. Спасение человеческих жизней на воде и суше с выходом из-под воды - мастерство, которому так просто не обучишься. Современного боевого пловца учат всему: стрелять, обезвреживать, закладывать взрывные устройства, десантироваться с вертолета в воду, оказывать первую помощь. Особое внимание уделяется скрытному передвижению. Шум, даже под водой, ведет к провалу операции. Так же бесшумно подводный спецназ учится выходить из воды, проникать на борт кораблей, ликвидировать террористов. Но самое главное - сохранять спокойствие, трезво оценивать ситуацию и держать все под контролем.

- Очень сложно для новичков на глубине забыть про нос и дышать ртом, - говорит сержант третьего класса Олжас КАСЫМОВ. - Вода - это другая среда, и она не прощает ошибок. Самое страшное под водой - паника. У нас три главных правила: дыши, думай, делай! Причем последовательность этих действий ни в коем случае менять нельзя. Полное обмундирование боевого пловца с оружием весит около 30 килограммов. В воде это не чувствуется, но когда проплываешь 100-200 метров под водой и выходишь на берег, груз, конечно, ощущается. Но для того мы и тренируемся, чтобы быть стремительными и быстрыми. Я с детства мечтал быть военным. Сначала служил в сухопутных войсках и вот уже десять лет в этом подразделении.


- Все ли получилось на этих учениях?
- Даже лучше, чем думали. На подобных учениях отрабатывается слаженность подразделений. К примеру, сегодня мы работали в команде с группой катеров.
- Были ли какие-то сложности?
- Мы в основном тренируемся на Каспийском море, там, вы знаете, вода соленая, а в Капшагае пресная, что, естественно, сказывается на плавучести. К тому же здесь много водорослей и видимость ниже, но такие условия, наоборот, идут на пользу тренировке.
- Ночью погружаетесь?
- Конечно. Естественно, такое погружение сложнее. Мы используем специальную веревку, за которую цепляемся карабинами, чтобы никого под водой не потерять. Компасер ведет группу по компасу. Нужно соблюдать технику безопасности, потому что под водой можно в сети угодить, наткнуться на камни и другие препятствия.
- А как вы общаетесь под водой?
- У нас есть своя система общения: один раз дергают за веревку - стой, два раза - выплываем, три раза - группируемся и так далее. Своеобразная азбука Морзе.
Хотели мы подробнее узнать о снаряжении подводного диверсанта-разведчика, но командир ушел от ответа: мол, не может он рассказывать об этом. Правда, журналистам предложили примерить гидрокомбинезон боевого пловца и даже погрузиться в нем в воду. Но предупредили, что на глубине нескольких метров давление настолько велико, что при резком всплытии можно запросто получить баротравму. После таких слов только девушка и парень решились на эксперимент. Девушка была в восторге, а вот молодой человек не смог справиться с паникой.
- Глубина, она коварная, и не всем дано быть с ней на ты, - констатировали боевые пловцы.

Надежда ПЛЯСКИНА, фото Романа ЕГОРОВА и пресс-службы Минобороны РК, Алматы

Поделиться
Класснуть