16567

Плачущие пещеры и другие чудеса Тюлькубаса

     Местом паломничества для жителей не только Южного Казахстана, но и других областей стал колодец, построенный близ могилы шейха Ифтихара. Легенды утверждают, что этот ученый и полководец был прадедом великого Ходжи Ахмеда Ясави. Тяжело раненный в бою с карлуками Ифтихар попросил похоронить его на высоком холме, чтобы оттуда озирать родные просторы и охранять свой народ от бед и несчастий. 

Согласно местным преданиям Ифтихар-ата был не только отважным воином, но и высокообразованным ученым. Являясь потомком зятя и сподвижника пророка Мухаммеда, Ифтихар еще в раннем детстве получил образование в одном из медресе Испиджаба (ныне село Сайрам). Став юношей, он отправился в путешествие за более глубокими знаниями, а спустя некоторое время вернулся на родину, чтобы нести соплеменникам науку и ислам. В Испиджабе, который к тому времени был одним из крупнейших городов региона, ученый основал медресе. Частые набеги иноземных войск заставляли миссионера браться за оружие. В одном из боев он получил смертельное ранение.
- Предчувствуя близкий конец, Ифтихар-ата приказал своим воинам похоронить его на высоком холме и сказал: “Хочу, чтобы после смерти мой дух охранял мой народ”, - рассказывает легенду крае­вед Майя ХАСАНОВА. - Воины выполнили последнюю волю своего правителя, а холм с его могилой назвали Туркибасы. Спустя три дня рядом с его могилой забил родник. Весть об этом чуде разнеслась далеко, и сюда за благословением и исцелением приходили не только воины, но и мирные жители. Люди и сейчас приезжают на Туркибасы со всех концов нашей страны и из-за рубежа.

Ежегодно более 13 тысяч туристов бывают здесь. Однако для многих подъем к комплексу становится непростым испытанием, ведь, чтобы добраться до волшебного колодца и мавзолея полководца, паломникам приходится преодолеть 689 ступенек. Местные жители говорят, что даже восхождение по крутой и длинной лестнице чудесным образом сказывается на судьбе паломников. После пешего штурма сакрального места дела у многих начинают идти в гору, укрепляется и расширяется бизнес, стремительно растет карьера, всем начинаниям сопутствует успех. Ну а если путники еще и пробуют воду из волшебного родника, то чудес не миновать. Тюлькубасцы наперебой рассказывают о невероятных исцелениях безнадежно больных людей, которым помог Туркибас-аулие. Именно так в народе называют похороненного здесь шейха Ифтихара. Существует версия, что это имя легло в основу сегодняшнего названия Тюлькубасского района.


- Через эти места пролегал Великий шелковый путь, - поясняет начальник отдела культуры Тюлькубасского района Фархат БАЙТУГАНОВ. - Китайцам, следовавшим караванами с востока на запад, произносить букву “р” в слове “Туркибас” было сложно. В итоге “р” плавно трансформировалась в “л”, и Туркибас благодаря этому сингармонизму стал Тюлькубасом. Кстати, академик санкт-петербургской академии наук, знаменитый исламовед-тюрколог Василий БАРТОЛЬД, побывавший в наших краях в экспедиции в 1893 году, в своем отчете зафиксировал тот факт, что местное население называет эти места Туркибасы. Это название топонима ученый связал с резиденцией тюркского кагана, которая была установлена здесь главой западно-тюркского каганата Естемес хана приблизительно в 556 году.
В наши дни жители Тюлькубасского района выступили с инициативой о возвращении этим местам прежнего имени, и сегодня проект переименования Тюлькубасского района в Туркибасы находится на рассмотрении в Акорде.
Другая достопримечательность, которую не обойдет ни один путешественник, попавший в эти края, это Плачущая пещера. Прижимаясь к правому склону ущелья Машат, пещера представляет завораживающее зрелище. Сквозь толщу камня, покрытого мхом, вот уже сколько веков каплет вода. Собственно, это не одна, а несколько пещер. Две из них крупные. Расстояние между ними восемь метров, и жители соседнего аула Кершетас называют два этих грота Тамшы ѕулиеніњ екі кљзі, что означает “плачущие глаза святого”. В самом деле, стоит включить фантазию, и на отвесной скале вдруг прорисовывается человеческое лицо с двумя глазами-пещерами, из которых текут слезы.


- Еще дед мне рассказывал, что в этих краях жила красавица Машат, что в переводе с казахского значит “на радость”, - рассказывает старожил этих мест Болат КАБАНБАЕВ. - Семья Машат была бедна, и в раннем детстве ее засватали за бая Омурзака. Когда девушке исполнилось 14 лет, она влюбилась в такого же бедного, но хорошего джигита Хасена. Омурзак о том узнал и приказал силой привести к нему невесту. В этот момент Машат гуляла со своим возлюбленным в степи. Увидев нукеров бая, девушка все поняла и побежала со всех ног. Когда силы покинули ее, она ударилась об камень и умерла. В этот миг степь разверзлась, образовалось ущелье, на дно которого упала Машат и превратилась в быструю речку, а Хасен превратился в скалу, и по его каменным щекам до сих пор текут горькие слезы.

У ученых насчет происхождения этого красивого природного явления более прозаичное объяснение: ущелье образовалось в результате разлома земной коры. В итоге грунтовые воды из разломов выходят на поверхность и стекают по скальным отвесам.
Есть в Тюлькубасском районе и пещера иного происхождения - карстовая. Находится она в предгорьях Каратау, недалеко от поселка Ак Биик. В ней, как и положено для карстовых пещер, есть сталактиты со сталагмитами, причем, для того чтобы их увидеть, далеко идти не надо.
Согласно рассказам старожилов в XIX веке в этом гроте жил монах-отшельник, который после революции был расстрелян. В пятидесятых годах прошлого столетия геологи-проходчики проложили здесь длинный подземный тоннель - искали полезные ископаемые. Когда интерес геологов утих, работы в штреках прекратились, и они оказались открыты для спелеологов и любителей приключений.

- Мы еще школьниками здесь все каникулы лазали, - рассказывает наш проводник по лабиринту, а по совместительству главный специалист отдела предпринимательства Тюлькубасского акимата Нургали КОЖАБЕКОВ. - Сколько здесь залов, сколько уровней, горизонтов и вообще какова протяженность этого лабиринта, не знает никто. В семидесятых годах здесь были алматинские спелеологи, но и они не смогли ее до конца исследовать. Пацанами мы насчитали здесь восемь этажей, три зала, обнаружили пару подводных озер, забирались в вертикальные штреки. 
Минут десять ходьбы в кромешной тьме под свет фонариков, и мы у цели - в сталактитовом зале “Сказка”. Огромный сталактит, словно роскошная люстра, свисает с потолка. По склону на кончике минерального натека становится понятно, что здесь орудовали вандалы. Их следы видны повсюду. В некоторых местах они даже авто­графы оставили на стене. Такое грубое вторжение не может не отразиться на микроклимате в пещере, а жизнь здесь, несмотря на непроглядную темноту, весьма активная. К примеру, в одном из залов поселились голуби. Он так и называется - “Голубиный провал”. Летучие мыши чувствуют себя в подземелье весьма комфортно. Правда, растительности почти нет. Все-таки сказывается недостаток воздуха и отсутствие света. Людям здесь находиться опасно. Периодически происходят обвалы. По мнению местных любителей спелео­логии, виноват в том цементный завод, который добывает здесь известняк, устроив карьер прямо над лабиринтами. Не исключено, что в скором времени этот объект, созданный стараниями человека и природы, может исчезнуть, так и оставшись до конца неисследованным. Как уверяют специалисты, второго такого чуда в Казахстане нет.

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, фото автора, Майи ХАСАНОВОЙ, Алисы МАСАЛЕВОЙ, Туркестанская область

Поделиться
Класснуть