7438

Две будки в степи

Почему в еврозоне границ не замечаешь, а в ЕАЭС на границе очереди?

Североказахстанцам довольно часто приходится ездить в Россию, поэтому проблема очередей на пограничных постах здесь весьма актуальна. Дорога, которая должна занимать на автомобиле чуть больше трех часов, иногда превращается в многочасовую изнурительную пытку из-за утомительного ожидания на границе.

Здесь, как в русской рулетке, предугадать, будет ли очередь и как долго придется стоять, практически невозможно. А условия для ожидания не лучше, чем в голой степи, поэтому лучше запастить не только терпением, но и сухпайком.
Хотя к форуму межрегионального сотрудничества власти обещали все исправить. Чтобы убедиться, сдержали ли обещания, я отправилась на машине в самом популярном направлении - в сторону Омска. Из Петропавловска туда рукой подать, но в праздники и выходные ожидание на казахстанском пункте пропуска “Карагога”, а потом российском “Исилькуле” может занять не меньше времени, чем сама дорога.

Уже на подъезде к казахстанско-российской границе видишь информационное табло о том, что на пункте пропуска ведется капитальный ремонт, и знак ограничения скорости 40 км/ ч. Машина едет по непривычно ровному асфальту, которого приграничная зона с казахстанской стороны не видела лет этак тридцать-сорок. “Вот что форум животворящий делает”, - шутят североказахстанцы, намекая, что все делается к приезду в Петропавловск Назарбаева и Путина.
На новом асфальте неожиданности закончились, дальше привычная картина: очередь почти из десятка автомобилей, в том числе и большегрузов. И это будний день, а не выходной!
Паркуемся у обочины. По обеим сторонам от дороги - непролазная грязь и кучи строительного материала. К деревянному уличному туалету подойти невозможно. Единственное кафе не работает, на нем красуется надпись: “Сдам в аренду”.
Не успела я выйти из машины, как почти бегом в мою сторону направился паренек из вагончика “Автострахование”. Непрезентабельных вагончиков страховых компаний здесь несколько, высокая конкуренция заставляет бегать за потенциальными клиентами.

- Российская страховка мне не нужна, - приходится разочаровать юношу. - Лучше бы вы кофе-автомат в своем вагончике поставили или платный туалет открыли. Клиенты бы сами в очередь выстраивались.
В отличие от страховщиков пограничники к водителям не подходят. Приходится оставлять автомобиль в конце очереди, выбираться из теплого салона и идти метров сто пешком в сторону кирпичной будочки с пластиковым окошком. Там сотрудник просит показать документы всех пассажиров и выдает талончик. А потом нужно возвращаться в авто и ждать, когда подойдет очередь и пограничник даст “добро” на въезд. В моем случае гора сама пришла к Магомету. Достаточно было вытащить фотоаппарат и начать снимать вереницу машин, как прибежал тот самый пограничник и увел меня в сторону поста, по пути вызывая начальство. Ни он, ни подоспевший вышестоящий сотрудник не горели желанием общаться с прессой, хотя и признали, что очереди на границе бывают, особенно в пятницу, воскресенье и праздники, и ничего с этим не поделаешь: сотрудников на пункте пропуска не хватает.
Но людям этого не понять. Изнуряющую процедуру ожидания тяжело переносят дети. Если впереди попался автобус, то очередь не двигается минут сорок. Бывает, и пять машин стоят долго, потому что на какой-то из пунктов автомобили не пускают. При этом людям причин не объясняют, и они думают, что у пограничников обед или сонный час. А бывает, очередь двигается очень быстро, как получилось в наш приезд. Все десять машин проехали минут за 15, пока я ждала старшего, которого вызвали по рации.
После проезда на территорию пункта пропуска водитель предоставляет машину к досмотру и затем все проходят на паспортный конт­роль. Явным плюсом казахстанской стороны на “Карагоге” является теплое здание с просторными залами, оставшееся в наследство от ликвидированного таможенного поста. Правда, так необходимые после длительного ожидания туалеты внутри практически никогда не работают. На российском посту “Исилькуле” туристы попадают в худшие условия: на паспортный контроль надо идти в будки-вагончики, внутри которых тесно и холодно, поместиться там могут от силы 5-6 человек, остальным приходится мерзнуть снаружи.
Непохоже, что здесь кто-то в курсе о летних переговорах губернатора Омской области Александра БУРКОВА и акима Северо-Казахстанской области Кумара АКСАКАЛОВА, которые намеревались сделать все для того, чтобы упростить и ускорить пограничный контроль, автоматизировать процедуры, чтобы прохождение границы отнимало не более 15 минут.
Правда, один позитивный сдвиг все же есть - на постах с российской и казахстанской стороны произвели капитальный ремонт дороги, чтобы обеспечить безопасный проезд.
Россияне свою часть ремонта уже закончили. А на казахстанском участке работы еще продолжаются. Вскоре появятся долгожданные туалеты, контейнеры для мусора, светильники, автоматический шлагбаум, обещают благоустроить и близлежащую территорию. За талончиком больше не придется пробираться по грязи, а на новый асфальт нанесут разметку.
Ремонт затеяли как раз перед форумом межрегионального сотрудничества Казахстана и России. Через этот пост поедут сотни делегатов и участников.
- Сейчас фонарей нет, и непонятно, куда ехать, казахстанские пограничники ничего не объясняют. Не сразу поймешь, куда двигаться для досмотра, из-за ремонта схема движения поменялась. Если так будут встречать участников форума, то мне уже стыдно за нас, - делится впечатлениями жительница Петропавловска Марина БОНДАРЕНКО.
Конечно, фонари и разметка не смогут ускорить прохождение границы и упростить саму процедуру, чего люди ждут с момента вступления в ЕАЭС.
- Почему-то российско-белорусскую границу можно пройти без всякого контроля, а на нашей такие сложные процедуры - сумки приходится вытаскивать из автобуса среди ночи, будить детей, выходить, пока транспорт осматривают, - говорит житель Петропавловска Андрей НОВИКОВ. - На все проверки на двух границах ушло у нашего автобуса 1 час 40 минут.
На пунктах пропуска Казахстана и России процедуры дублируются. Неужели нельзя объединить ресурсы и совершать проверку и паспорт­ный контроль совместно, чтобы людям не приходилось дважды стоять в очереди?
Туристу, который оказался здесь впервые, не позавидуешь. Пункты пропуска - это, пожалуй, самое непрезентабельное место, которое можно придумать в приграничье. Оно сразу портит впечатление о стране, окуная усталых путников в незабываемый треш.

Екатерина НАЗАРЕНКО, фото автора, Северо-Казахстанская область

Поделиться
Класснуть

Свежее

Ситуация - чрезвычайная, меры - неординарные Актуально
Ситуация - чрезвычайная, меры - неординарные

Республика на пороге большой стройки. Пострадавшим от наводнения по их желанию вместо разрушенных домов предоставят квартиры. За каждым регионом для помощи в устранении последствий паводков закрепят крупный бизнес. А еще в стране запретят отстрел сайги

130