6072

Китайская пытка

Два года алматинец пытается отыскать жену и двух маленьких детей, следы которых потерялись где-то на просторах Поднебесной

На днях Министерство иностранных дел Казахстана выступило с заявлением о “положении этнических казахов, переселившихся из Китая в Казахстан и принявших гражданство Республики Казахстан. Выражена настоятельная просьба (к властям КНР. - Т. К.) об объективном и справедливом рассмотрении дел и освобождении задержанных в Китае за двойное гражданство этнических казахов” (см. “Достучаться до Поднебесной”, “Время” от 31.5.2018 г.). По словам главы МИД Кайрата АБДРАХМАНОВА, казахстанская сторона располагает сведениями о 170 гражданах Казахстана, которые столкнулись с проблемой двойного гражданства в КНР.

Напомним, наш корреспондент Аскар ДЖАЛДИНОВ нашел на портале egov.kz письмо некой Айзере из китайского города Кульд­жи, адресованное министру иностранных дел РК Кайрату АБДРАХМАНОВУ. Девушка утверждает: из ее семьи (шесть человек) дома остались только она и ее мама. Остальные домочадцы - бабушка, отец, брат и жена брата - находятся в так называемых цент­рах просвещения, где их якобы перевоспитывают, прививая любовь к Компартии КНР.
И вот выясняется, что в аналогичной ситуации оказалась и алматинка Ранахан ОМАРОВА: ее сноха, гражданка Китая, четыре года назад поехала вместе с дочерью Анисой (гражданкой Казахстана) навестить своих родителей в Урумчи и… пропала.
- С 90-х годов я занималась предпринимательством, часто ездила в Китай, - рассказывает она. - Сын Азиз, инвалид 2-й группы, помогал мне. В Урумчи сын познакомился с Резивангуль, племянницей моей партнерши по бизнесу. Влюбился, сыграли там свадьбу и подали на визу, чтобы привезти сноху в Алматы. Примерно через год нам дали разрешение, и Азиз привез жену домой. Вскоре в алматинском роддоме у них родилась дочь Саяра…
Ребенку оформили казахстанские документы. Спустя пять лет Резивангуль родила вторую дочку Анису, она тоже стала гражданкой нашей страны. Тем временем срок действия китайского паспорта Резивангуль закончился, и в посольстве КНР ей выдали новый документ. Правда, сразу предупредили: спустя три месяца после выдачи ей необходимо вернуться в Китай за визой.

С годовалой Анисой Резивангуль отправилась в Поднебесную получать визу, а заодно навестить родителей, с которыми несколько лет общалась только по телефону.
- К сожалению, визу снохе не дали, и Резивангуль осталась в Китае, - продолжает Ранахан Эрджановна. - Мы с сыном часто ездили в Урумчи, жили там по три месяца: получив в посольстве КНР в Алматы разовую визу на месяц, в Китае продлевали ее еще на 60 дней. Саяра трижды ездила с нами, потом пошла в школу в Алматы. Вскоре у Азиза родился долгожданный наследник Абдулла. Ему выдали китайскую метрику о рождении, и в графу “отец” вписали моего сына - гражданина Казахстана. Разрешение на выезд снохе не давали, и она устроилась в туристический комплекс переводчиком - Резивангуль в Алматы выучила казахский и русский. Сноха сняла квартиру в Урумчи и привезла туда свою маму смотреть за детьми.
Казахстанской же бабушке часто ездить в Китай накладно, поэтому Ранахан-апа стала общаться со снохой и внуками через Интернет. Внуки, оставшиеся в КНР, очень любят казахстанские конфеты и каждый раз просят бабулю привезти сладости. Однажды Ранахан Омарова не смогла дозвониться до снохи: ее мобильник отзывался длинными гудками. Не отвечала на звонки и мама Резивангуль. Азиз не раз порывался срочно выехать в Китай, но получить разрешение в посольстве КНР не смог: ему отказывали под разными предлогами.
- Саяре уже 13 лет, по ночам девочка часто плачет: она очень тяжело переносит расставание с матерью, сестренкой и братиком - в последний раз она видела их несколько лет назад в Урумчи. Потом до 2016 года мы только созванивались, и вот уже два года, как сноха с детьми пропала. Через знакомых в Китае пытались узнать хоть что-нибудь о них, но тщетно… И вот только в прошлом году удалось выяснить, что у всех мусульман, граждан КНР, когда-либо выезжавших в Арабские Эмираты, Турцию, Киргизию или Казахстан, по возвращении забрали паспорта и поместили в какие-то лагеря. Мне объяснили, что это не тюрьма, а фильтрационное учреждение, где им “прививают любовь к Коммунистической партии Китая”, - невесело усмехается Ранахан Омарова.
Как выяснилось, в таких лагерях содержат казахов, уйгуров, дунган, даже китайцев, принявших ислам. Но где находятся такие лагеря, а главное - куда пропали маленькие дети, Омаровы сразу выяснить не смогли: китайские власти такую информацию не предоставляют. А все попытки узнать адреса чреваты - особо любопытных могут обвинить в шпионаже. В общем, чем чаще Омаровы пытались узнать, где находится Резивангуль и куда забрали ее детей, тем более тревожную информацию получали. Одни знакомые говорили: мол, если в Китае арестовали родителей, то детей увозят в глубь страны - в другие лагеря, где воспитывают из них настоящих китайцев, невзирая на национальность, гражданство и вероисповедание. Другие утверждали, что детей, не имеющих китайского гражданства, не принимают в садики, школы, больницы и т. д.
- Недавно мой муж сумел получить туристическую визу и на пять дней поехал в Китай. Увы, никаких следов не нашел. Наши знакомые и родственники, как только узнавали, что мы ищем сноху в лагере, тут же отказывались встречаться. С трудом удалось узнать, что внуков забрала наша сватья, но у нее бедственное положение: она не работает, средств к существованию нет. Сватья передала нам через общих знакомых просьбу: если есть возможность, вывезите внуков… - едва сдерживая слезы, рассказывает Ранахан Омарова.
Более того, выяснилось, что у Анисы при себе нет казахстанского паспорта, а у Абдуллы китайской метрики - то ли власти КНР изъяли, то ли мама в суматохе потеряла. Ранахан, собрав в Алмалинском РАГС и миграционной полиции справки, подтверждающие гражданство Анисы, трижды ездила в Урумчи - пыталась доказать, что у ее внуков есть гражданство, их отец живет в Алматы.
- Сейчас положение в Китае очень напряженное. Моя подруга-китаянка, общаясь со мной по телефону, боится что-либо открыто говорить: все время намеками да экивоками разговариваем. Анисе уже восемь лет, Абдулле - шесть. В школу они не ходят, как и в поликлинику. Говорят, у внука развивается плоскостопие, но его там не лечат. Сколько писем и жалоб я написала - китайские власти вообще не отвечают! В наших учреждениях тоже не хотят или не могут помочь: посылают из департамента юстиции в акимат, оттуда в РАГС, те опять в департамент юстиции. Замкнутый круг… - разводит руками Ранахан-апа. - Я не знаю законов, но уверена: дети вправе жить с отцом, раз с матерью приключилась такая беда… Получить образование, воспитание, лечение. Мама Резивангуль, к сожалению, ничего этого дать не может, а я боюсь, что внуков вообще не увижу: заберут их в лагерь - и все…
В довершение ко всему китайские родственники Омаровых сообщили им еще одну неприятную весть. Две сестры Резивангуль тоже оказались в лагере: одна читает намаз, другая ездила в Турцию - таковы причины их изоляции. И вполне возможно, что эта участь может постичь и их мать…
Впрочем, бесконечные хождения по кабинетам дали Ранахан Омаровой маленькую надежду: в департаменте юстиции южной столицы отчаявшейся женщине оказали наконец правовую помощь!
- Мне сказали, что ситуация вполне решаемая. Оказывается, существует международное соглашение между Китаем и Казахстаном. Правда, эти вопросы решаются на уровне министерств иностранных дел и юстиции двух стран. Я хотя и страдаю сахарным диабетом, но пока Всевышний дает силы, буду бороться за внуков! Есть же примеры, когда наших граждан вывозят из того же Китая. Да что там КНР… Из воюющей Сирии казахстанцев без каких-либо документов на родину привозят. У моей Анисы казахстанское гражданство, и Абдулла - сын гражданина РК. Умоляю главу МИД Кайрата Абдрахманова и министра юстиции Марата БЕКЕТАЕВА: помогите мне! - на такой надрывной ноте итожит нашу беседу Ранахан Омарова.

Комментарий в тему

Алия КАПАЕВА, руководитель отдела методического обеспечения и контроля за РАГС и апостилирования департамента юстиции Алматы:
- Аниса родилась в Казахстане, получила свидетельство о рождении и заграничный паспорт РК. Отец, Азиз ОМАРОВ, гражданин нашей страны, мать - гражданка КНР. После приведения в соответствие всех документов законные представители могут забрать ребенка. В статье 21 закона РК “О правах ребенка” говорится: “Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей и других близких родственников, право на их заботу и воспитание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам”. 8 июня 1994 года в Казахстане ратифицирована Конвенция о правах ребенка. Согласно статье 9 государства-участники уважают право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.
В случаях, когда разлука происходит при аресте, депортации или смерти одного или обоих родителей, государство - участник конвенции предоставляет родителям или другим членам семьи необходимую информацию в отношении местонахождения ребенка. Кроме того, государства-участники обеспечивают осуществление этих прав в соответствии с их национальным законодательством и выполнение их обязательств согласно соответствующим международным документам. Другими словами, у Азиза Омарова есть немало шансов вернуть своих детей в Алматы, и органы юстиции готовы оказать этой семье необходимую помощь.

Тохнияз КУЧУКОВ, фото из семейного архива Азиза Омарова, Алматы

Поделиться
Класснуть