4216

Победы у нас в крови?

Осужденный экс-директор ФК “Актобе” Дмитрий ВАСИЛЬЕВ за­явил на процессе, что пострадал от спортивных коррупционеров.

Почему постоянно растущие объемы финансирования спорта не приносят результатов

Наши публикации о перестановках и скандалах в подведомственных учреждениях алматинского управления спорта добавили героям сочувствующих, хорошо разбирающихся в этой прибыльной сфере. Спортивные и околоспортивные люди звонили в редакцию, обращали внимание на информацию из открытых источников и предложили проанализировать ситуацию не только в Алматы, но и в целом по стране. Что мы и сделали.

Изучив региональные бюджеты, мы обратили внимание на то, что практически во всех областях государственные расходы на спорт и физическую культуру по своим размерам идут в первой пятерке. А в некоторых регионах уступают лишь бюджетным затратам на образование и здравоохранение. При этом ни массовый спорт, ни спорт высших достижений почему-то без допинговых скандалов не процветает. Значит, что-то не так?

История вопроса
Управления спорта - это в плане кадров самые консервативные структуры в акиматовской системе. Очень часто при смене руководителя региона меняется верхушка большинства местных исполнительных органов, но не спорта. В новейшей истории там крайне редки перестановки без вмешательства правоохранительных органов. А вот когда они вмешиваются, то редко дела доходят до суда. Хотя финансовых нарушений в управлениях спорта пруд пруди.
Почему так происходит? Тут две версии. По одной государство и правоохранительные органы закрывают глаза на некоторые чудеса в местном спорте, так как выполняют некий негласный, нигде и никогда официально не заключаемый общественный договор со спорт­сменами: мы вам создаем рабочие места в управлениях, отделах, спортшколах, спортивных клубах, федерациях. Пока не наглеете - не лезем в вашу кухню. Но вы в ответ социализируетесь, а следовательно, не занимаетесь рэкетом, разбоем, чем грешили люди, не далекие от спорта, в 90-х.
По другой версии, наоборот, эти полукриминальные спортсмены сами давно социализировались и окрепли настолько, что уже могут лоббировать защиту бюджетов для себя на довольно высоком уровне. И это они якобы протащили разные программы типа массовой вовлеченности народа в любительский спорт, где массовость уже долгие годы растет только в отчетах, чтобы получать бесперебойное финансирование.
Недавний арест бизнесмена, которого пресса называет одним из лидеров группировки “Депкорпус”, Муратхана ТОКМАДИ (бывшего до недавнего времени еще и президентом Федерации триатлона), говорит, скорее всего, в пользу второй версии.
Однако на самом деле могут иметь место и обе версии сразу. Ведь не секрет, что процессы улучшения криминогенной обстановки в стране и увеличение госфинансирования спорта были обратно пропорцио­нальны. Стали акиматы финансировать спорт - исчез былой беспредел на улицах подотчетных им территорий. Если посмотреть анкеты не только руководителей управлений спорта, но и функционеров меньшего пошиба, то окажется, что большинство из них не гимнасты или хоккеисты, а дзюдоисты и борцы. Может, в них дело, а не в хулиганах? Ведь когда-то именно эти виды спорта производили пехоту для разных банд и группировок.

Директор, печать, счет
Даже в благополучном Алматы большинство спортивных школ - это просто юридические лица, куда можно назначить верного директора, умело распоряжающегося расчетным счетом и печатью.
У многих школ нет ни стадионов, ни классов, ни офисов. Но есть возможность получать государственные деньги и тратить их. На аренду офисов, кабинетов, стадионов. И так практически везде. Причем чаще всего директора несамостоятельны в выборе того, что они будут арендовать. Им это подсказывают в управлениях спорта, которые никак нельзя ослушаться.
Если провести проверку по всем ДЮСШ страны, то окажется, что у многих даже конкурсы не проводились для поиска необходимых площадей. А где проводились, там техспецификация была составлена под какого-то конкретного арендодателя. Но пока спортсмены не наглеют, их никто не проверяет на местах.
А в результате, несмотря на то что в стране полно спортшкол с отделениями волейбола и баскетбола, наши клубы не могут обойтись без легионеров по причине отсутствия казахстанских спортсменов. Отделения тяжелой атлетики тоже есть повсеместно, а женская сборная чуть ли не сплошь из натурализованных спортсменок. Даже “в нашем все” - в борьбе - на Олимпиады от Казахстана ездили бывшие киргизы, армяне, грузины и россияне.
Почему деньги, вложенные в массовый и детский спорт, все никак не дают отдачи? Не потому ли, что спорт - это просто посредник?

Воруют все!
В большом и массовом спорте особо не заморачиваются на выдумывании схем. Большинство осужденных на данный момент спортивных функционеров банально оплачивали или несуществующие соревнования, или поездки на них большего числа участников, чем требовалось. Больше - в отчетах.
Эта схема применяется не только подневольными директорами ДЮСШ, но и тренерами национальных команд, то есть на республиканском уровне, как мы уже рассказывали (см. “Игра в бабки”, “Время” от 14.2.2017 г.). Напомним, тренеры настолько были уверены в своей безнаказанности, что, отправляя в сопредельные государства “бумажных” спортсменов для получения большего количества денег на проездные и командировочные расходы, не опасались, что кто-то когда-то просто сделает запрос в пограничную службу и оттуда поступит ответ, что данные граждане в эти даты государственную границу не пересекали.
Но тем не менее эта простая схема самая распространенная. Причем, как говорят знающие люди, иногда даже и соревнований таких в реальности не проводилось. А в отчетах они есть.
Эта ситуация характерна для всей страны. Но выявить все эти финансовые безобразия проще всего там, где управления спорта и подведомственные им организации находятся в процессе поиска взаимопонимания. Как в Алматы, например, где часть директоров спортшкол явно в оппозиции к новому руководству управления (см. “Школа выжимания”, “Время” от 5.7.2017 г.).
Понятно, что когда часть функционеров ходят под угрозой увольнения, то управление спорта вынуждено вести свою околоспортивную деятельность только с теми, в ком уверено на все сто. Если бы сейчас у органов финансового контроля Алматы появилось желание разобраться со спортивными бюджетами, то они бы увидели, что часть ДЮСШ не получает денег на участие в соревнованиях. А зато другая часть получает гораздо больше, чем год назад.
Более того, можно легко проверить, на какой день после перечисления денег из Казначейства на счета спортшкол “школьники” снимают их со счетов в объемах от 30 до 50 процентов. Интересно, что, несмотря на летние каникулы, спортшколы сразу же после транз­акций находят детей, чтобы тут же отправить их на какой-то важный турнир. Во всяком случае, в спортивных и бухгалтерских отчетах будет написано именно так.
В прошлом году мы рассказывали о системах увода государственных денег в казахстанском футболе (см. “Дорогая федерация”, “Время” от 27.7.2016 г.). Не знаем, связана ли эта публикация как-то с проверкой талдыкорганского футбольного клуба “Жетысу”, но следствие вскоре после этого нашло подтверждение большинству названных нами схем (см. “Игра на деньги”, “Время” от 12.10.2016 г.). Почему бы в Алматы не сделать то же самое?

Спорт высших достижений
Помимо этих простых схем существуют, конечно, и более изощренные. Чаще всего это связано со строительством и капитальным ремонтом имеющейся инфраструктуры.
Недавно, например, за финансовые злоупотребления осудили бывшего руководителя актюбинского облспорта Искендирбека МАХАНОВА на семь лет. В суде рассматривались эпизоды с неправомерным премированием футболистов. И этого хватило для столь строгого наказания. Но если бы следствие чуть ушло в сторону, то можно было бы выяснить, зачем чуть ли не каждый год на Центральном стадионе Актобе перестилался газон и почему этим занимались одни и те же люди.
Нуждается в проверке и алматинское хозяйство. В редакции есть текст повелевания, которое якобы исходит из стен горуправления спортом. В нем то ли упрашивают, то ли заставляют директоров ДЮСШ принять на свой баланс имущество, задействованное на зимней Универсиаде. Директора противятся. Потому что навязываемое им оборудование нельзя пощупать. А на бумаге оно есть.
Послание заканчивается такими словами (мы их приводим без правки): “Не думайте, что все шутки и получится развести, что сказать просто ожидайте”. А перед этим говорится, что тем, кто противится, грозит судьба уже уволенных коллег. Так что хочешь не хочешь, а к Универсиаде еще возвращаться придется. Тем более что до сих пор нет ответов на вопросы казахстанских СМИ: почему мебель и бытовую технику для олимпийской деревни покупали по завышенным ценам?
Сколько же уводится денег из спорта в масштабах страны? Подсчитать довольно трудно. Может, даже до половины бюджета. Например, в Алматы в прошлом году управлению спорта выделялось 6 000 000 000 тенге. Эти деньги в основном предназначались детскому и массовому спорту. По отчетам там идет и организация соревнований, и закупка формы. Но большинство родителей прекрасно знают, что форму они приобретают сами для своих детей да и на соревнования скидываются.
Есть один экс-директор ДЮСШ, который обратил внимание на роль спорта в государственных переворотах в Киргизии и на Украине. Так вот, по словам Серикбая КАЛЫБАЕВА, во всех последних “цветных революциях” спортсмены были не на последних ролях.
- С боксером Виталием КЛИЧКО революционная власть почему-то вынуждена была считаться, гарантировав ему место мэра Киева. Да и украинский Майдан перешел в активную фазу после того, как устроили беспорядки динамовские фаны. Да и бутылку с зажигательной смесью неподготовленный человек никогда не сможет швырнуть на 30-40 метров. В Бишкеке тоже спорт­смены принимали участие в обоих переворотах, - говорит Калыбаев, готовый отвечать за свои слова.
В общем, пришло время разобраться, почему на спорт денег идет все больше, а результатов все меньше. И кто от этого выигрывает? И чего можно ждать от таких “победителей”?

Игорь НЕВОЛИН, фото Романа ЕГОРОВА и с сайта diapazon.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть