12880

Надзор - на оба ваших дома!

Почему всё чаще расследования столичных борцов с коррупцией признают провокациями?

В Астане продолжается расследование громкого уголовного дела замначальника ДГД Кайрата ДЖУМАГУЛОВА, руководителя таможенного поста столичного аэропорта Жаната АЙТЕНОВА и его подчиненного Серика ТЫНЫМБАЕВА. Всех троих задержали по подозрению в получении взятки якобы от контрабандистов, ввозивших золото через воздушную гавань. Однако затем выяснилось, что незаконный ввоз драгоценностей был организован сотрудниками антикоррупционной службы по Астане Бауыржаном КЕРИМБЕКОВЫМ и Ержаном ЖАКУПОВЫМ. Они якобы имитировали преступную деятельность, поэтому договорились и с контрабандистами, и с таможенниками, а когда груз пересек границу, задержали всех с поличным. Но такой подход к делу не устроил Генеральную прокуратуру, и борцов с коррупцией заподозрили в превышении должностных полномочий, о чем наша газета подробно писала в прошлом году (см. “Не в дружбу, а в службу”, “А ты не провоцируй!”, “Время” от 6.11 и 15.11.2018 г.).

Получается, что сейчас одновременно идут два расследования - антикоррупционная служба добывает доказательства виновности сотрудников ДГД в получении взятки, и в то же время спецпрокурор Нурлыбек САБИТОВ из Генеральной прокуратуры выясняет, не было ли в действиях борцов с коррупцией признаков провокации. Все эти разбирательства продолжаются уже больше двух месяцев. За это время таможенникам добавили обвинение в пособничестве конт­ра­бандистам, а сотрудникам Нацбюро - фальсификацию улик и времени составления протокола задержания или времени фактического задержания. Последний эпизод появился после того, как адвокат одного из задержанных таможенников в последних числах декабря обратился в специализированный следственный суд. Защитник потребовал признать незаконными действия следователя, который завел дело, а также призвать к ответственности работников Главной транс­порт­ной прокуратуры, осуществляющих надзор за ходом следствия.
И тут, представьте, случилось нечто невероятное, можно даже сказать, произошла сенсация! Участвовавший в процессе гос­обвинитель Саруар АУБАКИРОВ… тоже попросил суд признать незаконным начало уголовного расследования в отношении таможенников! Именно так указано в постановлении суда:
“Участвующий прокурор, согласившись частично с доводами жалобы, просил признать незаконным начало досудебного расследования, обосновывая тем, что без вмешательства сотрудников антикоррупционной службы у должностных лиц ДГД по городу Астане не возникло бы умысла на получение взятки и впоследствии не было бы совершено преступление, по факту чего Генеральной прокуратурой зарегистрировано досудебное расследование”.
Судья Тимур КОПБОСЫНОВ удовлетворил жалобу частично, обязав Главную транспортную прокуратуру устранить все допущенные нарушения. Хотя вообще странно, что представитель надзорного органа просит суд признать начало расследования незаконным. Разве не прокуратура обязана следить за тем, чтобы правоохранительные органы не нарушали конституционные права казахстанцев? И если расследование незаконно, то прокурор разве не обязан самостоятельно устранить нарушения законности в ходе досудебного расследования без вмешательства суда?
А спустя еще пару дней в том же специализированном следственном суде решался вопрос о продлении срока ареста Джумагулова, Айтенова и Тынымбаева. Представитель столичного департамента Нацбюро по противодействию коррупции (ДНБПК) Даурен МАРАТУЛЫ попросил оставить всех троих подозреваемых под стражей, поскольку он еще не закончил все следственные действия. Но вот что интересно: Маратулы не привез в суд материалы уголовного дела да еще и забыл взять с собой служебное удостоверение! А прокурор Аубакиров, несколькими днями ранее заявлявший о незаконности начала расследования в отношении таможенников, на этот раз... поддержал позицию следствия и попросил продлить срок ареста троих сотрудников ДГД еще на два месяца! Он заявил, что спецпрокуратура еще не выяснила, имела место провокация или нет. Вот как это понимать?
В итоге судья Акмарал ИСАЕВА продлила санкцию еще на два месяца, но уже на следующий день борцы с коррупцией объявили, что завершили все следственные действия. Получается, таможенники встретили Новый год в СИЗО, потому что Даурену Маратулы потребовался еще один день, чтобы подшить все документы в уголовное дело. Спрашивается: зачем нужно было следствию просить целых два месяца (!), а прокуратуре поддерживать это ходатайство, если они управились в считаные часы?
Конечно, можно было бы сказать, что это отдельно взятый случай - в надзорном органе просто не определились до конца со своей позицией. С кем не бывает! Однако есть и другие свежие примеры, когда прокуратура до конца не может понять, что же делать.
В конце 2018 года в Астане был полностью оправдан высокопоставленный чиновник Министерства здравоохранения Назарбек БЕЙСЕН, обвиненный антикоррупционной службой в получении взятки. Есильский райсуд столицы в этом вопросе разобрался и признал Бейсена невиновным в связи с отсутствием уголовного правонарушения. Более того, в адрес генерального прокурора Кайрата КОЖАМЖАРОВА было направлено частное постановление, в котором указано: по мнению суда, в действиях борцов с коррупцией есть признаки провокации. (Представьте себе, снова провокация!) После этого городская прокуратура Астаны подала апелляционное ходатайство, требуя пересмотреть приговор Есильского райсуда. Прошло несколько дней, и заместитель столичного прокурора Габит МУКАНОВ... отозвал это ходатайство!
Спрашивается: что же творится в органах прокуратуры, если в громких резонансных делах блюстители законности начинают откровенно плавать? Как такое возможно? Почему Генеральная прокуратура за целых два месяца ни разу не прокомментировала ситуацию со столичными таможенниками? Неужто в товарищах, по долгу службы призванных надзирать за законностью, согласья нет?

Михаил КОЗАЧКОВ, фото с сайта m-astana.kz,  Астана

ВМЕСТО P.S. Под занавес 2018 года в столичном суде № 2 района “Байконыр” был оглашен приговор по делу руководителя инспекции транспортного контроля Астаны Нурлана АЛИМЖАНОВА и его подчиненного Мурата АБИЛОВА. Обоих обвинили в даче взятки уже знакомому нам оперативнику столичного ДНБПК Бауыржану Керимбекову. Судья Баглан ИДИРИСОВ полностью оправдал Алимжанова в связи с отсутствием состава преступления. В суде было установлено, что именно Керимбеков искал встречи с Алимжановым, неоднократно звонил ему, а также записывал разговоры, не имея на то санкции прокуратуры. К материалам уголовного дела были приобщены стенограммы бесед между Керимбековым и Алимжановым, однако впоследствии выяснилось, что оперативник Нацбюро на самом деле разговаривал с Абиловым. Все эти многочисленные нарушения привели к тому, что судья Идирисов направил частное постановление в антикоррупционную службу Астаны и прокуратуру столицы, чтобы там приняли соответствующие меры. То есть суд признал сам факт провокации со стороны борца с коррупцией. И возникает логичный вопрос: а есть ли в арсенале борцов с коррупцией еще какие-нибудь методы оперативной работы, кроме провокаций? Ведь трех совпадений подряд не бывает.

Поделиться
Класснуть

Свежее

Ситуация - чрезвычайная, меры - неординарные Актуально
Ситуация - чрезвычайная, меры - неординарные

Республика на пороге большой стройки. Пострадавшим от наводнения по их желанию вместо разрушенных домов предоставят квартиры. За каждым регионом для помощи в устранении последствий паводков закрепят крупный бизнес. А еще в стране запретят отстрел сайги

66