10494

ДОроги дороги

Каким будет автобан Алматы - Капшагай? Стоимость проезда, льготы и расположение пунктов взимания платы.

- Трасса Алматы - Капшагай сдана в экс­плуатацию в конце прошлого года и открыта для движения. Сейчас мы работаем над системой взимания платы на этом участке дороги, - рассказал нашей газете управляющий директор по развитию бизнеса АО “НК “КазАвтоЖол” Рустам ИСАЕВ (на снимке). - Она будет такой же, как на трассе Астана - Щучинск. Такая система называется гибридной: водитель платит за проезд на выезде, при этом попасть на саму трассу можно с разных участков, что и будет происходить в данном случае. По пути от Алматы до Капшагая мы установим два пункта взимания платы. Первый будет располагаться на 25-м километре от мегаполиса, после поворота в поселок өтеген Батыр. Второй - в непосредственной близости к Капшагаю. Посередине, возле поселка Заречное (это 52-й километр от южной столицы), будет установлена арка контроля.
- Как будут выглядеть пункты взимания платы?
- Там будут сооружены информационные арки, рядом с ними будут стоять небольшие двухэтажные здания для наших сотрудников, терминалы оплаты. Непосредственно на трассе установят шлагбаумы, но лишь со стороны выезда, въезды будут свободными. Как все будет происходить? Машина подъезжает к шлагбауму, видеокамера распознает номер, определяет по нему, откуда приехал автомобиль, и считает километраж. На специальном табло возле шлагбаума будет высвечиваться сумма, которую водитель должен оплатить. Как только он вносит деньги, шлагбаум открывается.
- На Капшагайскую трассу можно попасть не только из Алматы - вариантов множество. Допустим, я въехала на эту дорогу со стороны Байсерке и двинулась в сторону Капшагая, но до арки контроля в Заречном не доехала, а свернула на один из мостов, который ведет в прилегающие поселки. Как мне платить?
- Система должна зафиксировать автомобиль на двух участках, в противном случае платить не придется. Это значит, водитель должен доехать либо от пункта взимания платы до арки контроля, либо от нее, то есть от поселка Заречное до другого места, где установлены шлагбаумы.
- А если человек въехал на трассу возле Алматы, доехал до Заречного и свернул перед Капшагаем?
- Он будет платить только за то расстояние, которое проехал между двумя этими пунктами. Повторяю, начисление осуществляется при въезде на платный участок дороги. В нашем случае их два: Алматы - Заречное, Заречное - Капшагай.
- Как будет производиться оплата?
- На месте тремя способами: через терминал, который принимает купюры и выдает сдачу, непосредственно кассиру либо по предоплате, если водитель пополнил свой лицевой счет. На пунктах взимания платы будет оборудовано до двенадцати полос, на первых порах две из них будут полосами для безостановочного движения. На них не будет терминалов оплаты или кассиров, но, проезжая, водитель должен будет снизить скорость. Правда, пользоваться ими смогут лишь те автомобили, у которых на лобовом стекле будут приклеены специальные rfid-метки. Это миниатюрный чип, внутри которого находится антенна в виде фольги - такие наклейки сейчас можно увидеть на некоторых товарах в магазинах. Их мы будем раздавать водителям бесплатно на наших пунктах взимания платы. Система автоматически считывает информацию с метки. Это будет удобно для тех, кто постоянно пользуется этой трассой. Водители смогут установить мобильные приложения и отслеживать, сколько километров и на какую сумму про­ехали. Мы же будем отправлять им квитанции. В этом году мы тестировали такую систему на трассе Астана - Щучинск.
- А если человек не хочет платить? Стоит возле шлагбаума и говорит, что у него нет денег.
- В таком случае мы откроем шлагбаум, составим специальный акт, в котором укажем, что гражданин не заплатил за проезд, возьмем его данные и отправим квитанцию об оплате по почте. А потом, если он все-таки не погасит долг, на него можно будет наложить штраф. Он определен Административным кодексом - 5 МРП для легковых машин, 10 МРП - для грузовых.
- Вы уже определились со стоимостью проезда? Изначально речь шла о том, что оплата будет производиться из расчета один тенге за один километр.
- Буквально на прошлой неделе проходил “круглый стол” с участием экспертов Европейского банка реконструкции и развития, который является одним из основных инвесторов строительства дорог в Казахстане, и консультанты рассматривали как раз этот вопрос. Сейчас готовятся расчеты по стоимости: ожидается, что за проезд на легковых машинах, на которых установлена rfid-метка, нужно будет платить, как вы и говорите, один тенге за один километр. Для тех же, у кого ее не будет, стоимость дороже - три тенге за километр. То есть проехал 50 километров - заплатил 50 или 150 тенге соответственно.
- Какие-то льготы, годовые карты для тех, кто ездит здесь постоянно, будут?
- Льготы будут предусмотрены только для тех, кто живет в прилегающих к трассе поселках. Таким людям нужно будет обратиться в пункты взимания платы, там зарегистрируют их автомобиль и выдадут rfid-метку. После этого они смогут бесплатно передвигаться в рамках своего района, не пересекая границы. Кроме того, бесплатным будет передвижение внутри двух платных участков дороги: Алматы - Заречное, Заречное - Капшагай.
- Что вы имеете в виду? Если человек живет в Заречном, он может доехать от своего поселка до Капшагая? А в Алматы уже придется платить?
- Именно так. Платный участок - это трасса между двумя ближайшими пропускными пунктами или арками контроля. Допустим, возле Алматы есть поселок Ынты­мак, его жители будут бесплатно ездить в южную столицу.
- А как же пробки? В пик сезона на Капшагайке они скапливаются и без шлагбаума...
- Мы об этом знаем. Да, в летний период, особенно в выходные, они могут быть. Но если будет скапливаться пробка длиной более 300 метров, мы просто откроем шлагбаум и пропустим автомобили без взимания платы, но начисления при этом будут производиться. То есть когда человек будет проезжать по этой трассе в следующий раз, ему придется оплатить и предыдущий проезд. Наша задача сделать так, чтобы на дороге было как можно меньше шлагбаумов. В следующем году мы завершаем строительство трассы Алматы - Капшагай - Талдыкорган. Тогда (сейчас есть такие предложения) пункт взимания платы возле Капшагая мы планируем перенести в областной центр. Параллельно мы начнем раздавать rfid-метки, и по мере того как людей, которые ими пользуются, станет больше, будем увеличивать количество полос безостановочного движения.
- Когда трасса станет платной?
- С 1 января 2018 года. Буквально на днях был открыт тендер на строительство системы платности на этой дороге. Непосредственно строительство должно начаться летом, в октябре-ноябре оно должно быть закончено, два-три месяца система будет работать в тестовом режиме (при проезде через нее не нужно будет платить), а с 1 января мы надеемся ее запустить.
- Вы уже рассчитывали транспортный поток и прибыль?
- Поток приблизительно 20 тысяч машин в сутки - это именно те, кто будет проезжать две зоны и платить за проезд. Надеемся, что неплательщиков будет не так много. Допустим, за все время работы трассы Астана - Щучинск не заплатили за проезд около тысячи автомобилистов, сейчас с учетом штрафов сумма для взыскания с них составляет порядка 10 миллионов тенге. При этом за прошлый год по этому автобану проехало порядка 2,8 миллиона машин. Выручка составила около 1,2 миллиарда тенге. Но на содержание этой дороги по нормативам нужно на 600 миллионов тенге больше. В случае с Капшагайской трассой, где интенсивность движения выше, мы планируем получать небольшую прибыль в размере 25 миллионов тенге. Выручка же составит около одного миллиарда тенге, и ее должно хватить на то, чтобы содержать дорогу. Все, что получим сверху, мы обязаны вернуть государству. Но это, конечно, лишь расчетные данные. Хотел бы добавить, что этот автобан будет пересекать трасса Алматы - Хоргос в районе стелы у поворота на Жетыген. На ней тоже будет установлена такая же система взимания платы. Один пункт будет находиться около Хоргоса, второй - возле Алматы, а на всем протяжении дороги появится шесть арок контро­ля. Стоимость проезда для легковых машин будет такой же. Для грузовых будут действовать совершенно другие ставки, которые мы сейчас определяем.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее