12295

В новый класс на новый лад

В этом году школьники первых, вторых, пятых и седьмых классов начнут учиться по обновленной программе. К чему готовиться детям и родителям?

Новые предметы
У семиклассников в расписании появится не только физика, но и химия, которую раньше начинали учить с 8-го класса. В пятых и седьмых добавится один час английского языка.
Для тех, у кого дети идут в первый класс, сообщу: ваши чада будут изучать два предмета, которые появились только в прошлом году: “художественный труд” (в него интегрированы изо и труд) и “естествознание” (он становится базой для физики, химии, биологии).
Уроки будут длиться не 45, как раньше, а 40 минут. Эту норму предусматривают новые санитарные правила и нормы, которые сейчас находятся на согласовании в госорганах.

Домашние задания
Как обещают в профильном министерстве, продолжится поэтапный переход на сокращение объема домашнего задания. Количество времени на его выполнение сократится примерно на треть по сравнению с прежним объемом. Причем это касается всех школьников, а не только те параллели, которые будут учиться по новой системе.
Время на выполнение домашнего задания:
2-й класс - до 50 минут в день;
3-4-е классы - 70 минут;
5-6-е классы - 90 минут;
7-9-е классы - 110 минут;
10-11-е (12-й) классы - 130 минут.
Выполнение этих стандартов должны контролировать директора школ.
Не будут давать “домашку” на праздники и каникулы. Исключение: чтение художественной литературы, проект­ные работы, решение задач для углубленного изучения математики. И это тоже касается всех. Первоклассникам будут задавать только чтение, и то только со второго полугодия.

Наши цифры
- В 2017 году 12 502 учителя будут обучены на языковых курсах и курсах повышения квалификации по предметам “химия”, “физика”, “биология”, “информатика”.
- 1043 учителя-предметника уже получили сертификаты о преподавании на английском языке. Согласно предварительным данным управлений образования областей, с сентября 2017-го более чем в 700 школах (всего в Казахстане их более семи тысяч) республики в пилотном режиме начнется преподавание отдельных предметов естественно-научного цикла на английском языке.
- 52 086 детей начнут изучать биологию, физику, информатику или химию на английском, в основном ученики 8-го и 9-го классов. Остальных изменения, связанные с трехъязычием, не коснутся.

Пятидневка
С этого учебного года переходят на пятидневку ученики 2-го, 5-го и 7-го классов, к ним же можно добавить и первоклашек, которые не учились по субботам и в прошлом учебном году. Касается это всех школ, гимназий и лицеев. При этом количество часов, отведенных на изучение каждого учебного предмета, и объем учебного материала при пятидневке останутся прежними. Как школы смогут уместить в пять дней то количество уроков, которые раньше растягивали на шесть? На данный момент нормы максимальной нагрузки таковы: в седьмых классах - 34 часа в неделю, в пятых - 33 часа
(в первых и вторых из-за меньшего количества предметов таких проблем не возникает). Их администрации школ совместно с попечительскими советами, в состав которых входят родители, должны будут распределить на пять дней. Но значит ли это, что дети не будут учиться в выходные?
Процитирую ответ Мин­обра: “Особая роль отводится воспитательному процессу шестого дня (субботы), который должен стать частью всего учебно-воспитательного процесса всех уровней системы образования. При переходе на 5-дневную учебную неделю увеличивается свободное время учащегося. Основой организации учебно-воспитательного процесса в субботний день должно стать дополнительное образование. В субботу могут идти кружки, секции, студии, клубы по интересам, спортивные секции, соревнования по игровым видам спорта, подготовительные курсы, организовываться познавательные, конкурсные, развлекательные программы, экскурсии и др. по своему профилю во внеурочное время”. Сейчас решается вопрос, как поступать в случае, если администрация школы в силу разных причин и обстоятельств не может распределить все уроки в старших классах на пять дней. Этот момент будет отрегулирован в новых санитарных нормах, о которых уже упоминалось, и приказах Минобра.

Оценки
Внедряется система критериального оценивания.
В первом классе первые полгода дети, как и раньше, не будут получать оценки. Во втором полугодии их начнут выставлять по той же системе, что и во вторых, пятых и седьмых классах. При этом учителями будут применяться два вида оценивания: формативное и суммативное. Что это означает?
- Новая учебная программа структурирована по тематическим разделам. В зависимости от предмета в одной четверти может быть один, два, три учебных раздела, - объясняет заместитель директора Центра педагогических измерений АОО “Назарбаев Интеллектуальные школы” Айдана ШИЛИБЕКОВА. - В процессе изучения раздела учебной программы от урока к уроку будет осуществляться формативное, то есть безотметочное оценивание. Допустим, ребенок выходит к доске. Учитель слушает его и в зависимости от ответа делает какие-то выводы, понимает, где у ученика пробелы, обращает его внимание именно на эти моменты. Но оценку при этом не выставляет. Таким образом мы постепенно уйдем от обучения ради пятерки или четверки, главным станет получение знаний.
Когда изучение одного раздела закончено (на это может уйти две-три недели), дети выполняют проверочные, как правило, письменные работы и получают за них баллы, которые идут в журнал и дневник. В среднем у ученика будет две-три оценки в виде баллов в течение четверти. При этом учитель обязательно будет сопровождать их пояснениями о том, с чем ребенок справился, а где еще нужно поработать. Такое оценивание называется суммативным, оно выставляется за разделы.
В конце четверти будут проходить итоговые контрольные работы - суммативное оценивание за четверть, в них входит материал по всем разделам. Учащийся набирает 50 процентов оценки за четверть по результатам работ по разделам и еще 50 процентов - за четверть. Баллы выставляются в зависимости от процента выполнения заданий, а затем учитель переводит их в 5-балльную оценку, ориентируясь на утвержденную шкалу. Благодаря этому у ученика до конца четверти сохраняется возможность получить более высокую оценку, главное - постараться.
Во всех классах не будут выставлять оценки по предметам “физкультура”, “художественный труд” и “музыка”. По ним предусмотрена система “зачет/незачет”.

Мнение эксперта
- Новое время диктует совершенно другие требования к людям. Чтобы занять свое место в жизни, нужно обладать критическим и творческим мышлением, уметь решать проблемы, работать в команде, адаптироваться к новым условиям, находить нужную информацию, анализировать ее и делать выводы. На развитие этих и целого ряда других качеств и направлены новые подходы к образованию, - комментирует директор филиала Центра образовательных программ АОО “Назарбаев Интеллектуальные школы” Жанар АБДИЛЬДИНА. - Чтобы удерживать внимание детей на уроке, научить их делать маленькие открытия, нужно изменить подачу учебного материала. Активное вовлечение учеников в процесс познания - это и есть деятельностный подход, который стоит в основе обновленного содержания образования. На уроке ученику должны задаваться интересные вопросы, проводиться эксперименты, выполняться практические работы. Сегодня важно уметь предоставлять информацию в виде таблиц, диаграмм, презентации, понимать графическую информацию. Это значит, что на уроке ребята должны постоянно выполнять упражнения, которые развивают у них эти навыки. Такое обучение также способствует формированию личностных качеств, творческих способностей и коммуникативных навыков учащихся. Работая в группах и обсуждая вопросы, объясняя свое мнение и выдвигая предположения, они учатся общению и уважительному отношению к собеседнику.
Все педагоги, которые будут работать в 5-х и 7-х классах, на специальных курсах обу­чались технологиям организации уроков, которые позволят максимально вовлечь учеников в образовательный процесс. Понимая, что на переходном этапе учителям нужна масштабная поддержка, подготовлены методические пособия, планы уроков, дидактические, аудио- и видеоматериалы, цифровые образовательные ресурсы, которые можно активно использовать. При этом учитель и сам может разработать урок.
Очень важно, чтобы дети научились применять полученные знания, упор - на прак­тику, прикладной подход. Еще одно направление - межпредметная интеграция. К примеру, в третьем классе есть сквозная тема “Архитектура”. И, соответственно, она рассматривается на разных уроках. На математике учащиеся придумывают тематические задачи на тему “Реставрация или постройка здания”. На естествознании называют свойства веществ (кирпич, дерево, металл), обсуждают их применение в строительстве. На познании мира составляют рассказ о своем населенном пункте, обсуждают архитектурные особенности города и села и т. д. Это лишь часть тех подходов, которые будут применяться в новом образовательном стандарте. Надеемся, школы получат свежий импульс, учителя начнут перестраивать свою работу, а обучение станет интересным и полезным для детей.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Опрос в тему
Верите ли вы в то, что обновленное содержание образования пойдет на пользу нашим детям?
- Да, давно пора использовать современные стандарты в обучении
- Нет, советская система образования была лучшей, и нужно ориентироваться именно на нее
- Новые стандарты, может, и хороши, но из-за их невнятной реализации ничего толкового все равно не получится

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz на главной странице в правой колонке

Возвращаясь к напечатанному
Мнения наших читателей
Воспользуетесь ли вы услугами персонального менеджера?
Да, не хочу терять время и нервы......................15%
Нет, зачем тратить лишние деньги.....................67%
Лучше оформлю доверенность на юриста
или родственника, кто мне сможет помочь..............18%

Поделиться
Класснуть

Свежее