2933

Сайт против ветра

В Казахстане существует целый перечень законов и правил, которые гарантируют населению беспрепятственный допуск практически к любой полезной общественно значимой информации. При условии, конечно, что она не составляет государственную, коммерческую или тайну личной жизни. Источниками открытой информации являются прежде всего СМИ, а также госорганы, что регламентировано совершенно новым для нашей страны законом о доступе к информации, вступившим в силу в 2016-2017 годах. Один из способов получения официальной информации государственных органов - интернет-ресурсы. Корреспондент “Времени” на примере Западно-Казахстанской области решила выяснить, как соблюдается новый закон и насколько рационально расходуются средства, которые бюджет выделяет на функционирование сайтов госструктур.

На создание интернет-ресурсов госорганам выделяют от 80 тысяч до 2 миллионов тенге, на поддержку - от 250 до 700 тысяч тенге в год.

- Все зависит от качества сайта, его, так сказать, навороченности, - поясняет руководитель IT-компании Гордей ТРИЩЕНКОВ (на снимке). - Чем сложнее сайт, тем дороже его изготовление и, соответственно, поддержка. Самые дорогие сайты - крупных коммерческих компаний. Из государственных - министерские. Какой-нибудь районный акимат заказывает по­дешевле - тысяч за 150-200. На таких ресурсах особой красоты не будет, только информация. Собственно, людям именно она и нужна.
Однако практика показывает, что отсутствие красоты редко компенсируется обилием и качеством контента. Причем речь не о красоте, а об элементарных требованиях, которые четко прописаны в законах об информатизации и о доступе к информации.
- Требований к госсайтам много. Часть из них касается чисто технической стороны вопроса. Понятно, что это головная боль только айтишников, и обычных людей она не волнует, - продолжает Сергей. - Но много пунктов связано с визуальным оформлением и наполненностью страниц. Например, у каждого сайта должна быть мобильная версия и версия для слабовидящих. Я уверенно заявляю, что подавляющее большинство госконтор обходится без этих основных пунктов. Даже если на сайте есть кнопка “Для слабовидящих”, это вовсе не означает, что она работает. Про мобильные версии и говорить не приходится: чаще всего чиновники довольствуются тем, что их сайт открывается на мобильных устройствах, и считают, что этого достаточно.
В числе других требований к сайтам государственных структур - обновление новостей, обнародование актуальных данных по госзакупкам и анонсам мероприятий, размещение вакансий, рабочих номеров телефонов и электронных адресов. Также важен пункт об общей сумме бюджетных средств, выделенных на функционирование местного исполнительного органа за год, и обязательно размещение информации об исполнении бюджета.
Что касается госзакупок и бюджета - разговор особый. Ну не любят чиновники, чтобы кто-то интересовался бюджетами их организаций! В особенности тем, куда эти средства расходуются. Произвольный мониторинг показал, что ни на одном из 10 госсайтов ЗКО, подведомственных областным управлениям и департаментам, не оказалось актуальных данных по госзакупкам, бюджету и его исполнению. Что уж тут говорить о ресурсах управлений, если даже сайты городского и областного акиматов интригуют посетителей отсутствием финансовой информации.
На сайте акима города последний план госзакупок датируется 2015 годом. Вряд ли все госзакупки городской администрации ограничились девятью объявлениями от управления соцзащиты, но это хоть что-то. В прошлом и позапрошлом годах, судя по информации на сайте, городской акимат госзакупками не занимался вовсе. Просто смешно!
Информация о бюджете представлена плановыми прогнозами о пополнении. О том, куда расходуются средства городской казны, официальный ресурс Уральского городского акимата умалчивает. Про очередь ребенка в детский сад или на жилье здесь узнать невозможно, и даже просто позвонить дежурному, не говоря уже о приемной акима, не получится. На всем сайте не удалось найти ни одного телефона городской администрации.
Акимат ЗКО более открыт. В рубрике “Обратная связь” можно найти номер канцелярии и даже приемной руководителя области. Зато в мобильной версии большая часть меню попросту не работает - она даже некликабельна, а половина областных управлений на сайте представлена странной информацией о… составе городского акимата. Ощущение такое, что туда просто скопировали данные с сайта горадминистрации, даже не позаботившись, чтобы они хотя бы на первый взгляд казались актуальными.
- Такие ляпы возможны по нескольким причинам, - комментирует Гордей Трищенков. - Либо ведомство не предоставило информацию для наполнения, либо так сработали сами айтишники, которые занимаются поддержкой сайта. Но по своему опыту знаю, что более вероятен первый вариант. Дело в том, что госструктуры обязали сделать сайты, но человеческие ресурсы на это не выделили. В организациях просто нет людей, которые занимались бы контентом, ведь на это нужно и время, и способности.
Больше суток, проведенных в интернет-серфинге по сайтам госструктур, показали: чиновников обязали создать интернет-ресурсы и выделяют на это средства, но контролировать качество их освоения практически некому. Мининформкоммуникаций, как выяс­нилось, мониторит только сайты республиканского уровня.
- Мы отслеживаем качество и контент только на уровне республики, во всяком случае пока, - сообщил “Времени” заместитель директора департамента государственной политики в области СМИ Министерства информации и коммуникаций Бекзат РАХИМОВ. - К сожалению, интернет-ресурсы более низкого уровня отсматривать некому. Но если у вас есть претензии к какому-то конкретному сайту, вы можете написать нам письмо, и мы обязательно отреагируем.
Второй вариант разобраться со скрытными госконторами - подать исковое заявление в суд: мол, так и так, такое-то ведомство ущемляет мое право на информацию. Однако практика показывает, что писать письма и жаловаться на качество сайтов людям недосуг. Выяснение отношений с обладателями интернет-ресурсов может продлиться долго, а информацию можно получить и из других источников. Может быть, не совсем точную и не совсем актуальную. Порой совсем не точную. Кстати, не отсюда ли рождаются слухи и сплетни? Или это уже не так важно?

Для сведения

Из закона РК “О доступе к информации”
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в результате реализации конституционного права каждого свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом.
Статья 6. Информация, доступ к которой не подлежит ограничению
Не подлежит ограничению доступ к следующей информации:
1) о чрезвычайных ситуациях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
2) о состоянии здравоохранения, санитарии, демографии, миграции, образования, культуры, социальной защиты, экономики, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
3) о фактах совершения актов терроризма;
4) о состоянии экологии, пожарной безопасности, а также о санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов;
5) о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством физическим и юридическим лицам;
6) о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
7) о размерах золотовалютного резерва Национального банка Республики Казахстан;
8) содержащей тексты нормативных правовых актов Республики Казахстан, за исключением нормативных правовых актов, содержащих государственные секреты и иные охраняемые законом тайны, а также их проекты;
9) о формировании и расходовании средств из республиканского и местного бюджетов, за исключением сведений, содержащих государственные секреты;
10) о контроле за расходованием средств из республиканского и местного бюджетов, за исключением сведений, содержащих государственные секреты;
11) о фактах нарушения законности обладателями информации, их должностными лицами;
12) о массовых репрессиях по политическим, социальным и другим мотивам, в том числе находящейся в архивах, за исключением информации, относимой к государственным секретам Республики Казахстан.
Статья 8. Обладатель информации
Обладателями информации признаются:
1) органы и учреждения законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти, местного государственного управления и самоуправления…

Цитату принципиально важной, на наш взгляд, статьи 16 указанного закона - “Размещение информации на интернет-ресурсах” - см. на нашем сайте time.kz. Ограниченность площади газетной полосы не позволяет привести ее здесь в полном объеме.

Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора и фото Романа ЕГОРОВА, Уральск

Вместо P.S. Из 50 опрошенных мною уральцев на сайты госструктур регулярно заходят лишь 12. Большая часть из них - журналисты, двое госслужащих и три бизнесмена. Горожане других профессий и домохозяйки предпочитают узнавать о происходящем из газет, на инфопорталах и на старом проверенном ресурсе ОБС - “одна бабка сказала”. И это не столько от низкой компьютерной грамотности, сколько из-за того, что пока сайты большинства госструктур - это лишь сотни гигабайт малоактуальной информации и миллионы тенге, потраченных на интернет-контент низкого качества.

Поделиться
Класснуть

Свежее