3274

Одним кликом

Покупки онлайн: что изменится для казахстанцев, приобретающих зарубежные товары, и что уже изменилось для владельцев отечественных интернет-магазинов

Жительница Тараза Наталья КУЗНЕЦОВА, выйдя на пенсию, освоила Интернет и не только ищет там своих одноклассников, но и покупает товары онлайн, отмечая для себя значительную выгоду без посредников и переплаты. Правда, есть и минусы - всем знакомы сравнения “ожидание и реальность” и долгий срок доставки. Пенсионерку встревожили новости о том, что будут введены ограничения на покупки в интернет-магазинах.
- На лето ко мне приезжают внуки, хочу им заказать одежду, игрушки, себе - кастрюли и ведра на дачу. И не хочу переплачивать: у нас в магазинах и на базаре товары те же, а в десятки раз дороже! - поделилась с нами Наталья Анатольевна. - А вдруг у меня выйдет перевес: кастрюли же тяжелые! Да и соседка не дружит с Интернетом, попросила ей сковородку заказать: вместе выбирали. Неужто не пропустят? А вдруг надо будет доплачивать? Можете узнать подробности? Я ведь заказываю только из-за рубежа, с китайских сайтов, на российских и американских на порядок дороже, а на казахстанских вообще бардак: из Китая приходит быстрее, чем из Алматы в Тараз!
В ДГД Алматы нам пояснили: ограничения на покупки в онлайн-магазинах были и ранее, они действуют уже восемь лет. А в 2019-2020 годах в Казахстане начнут применять новые правила ЕАЭС, и о них обязательно нужно знать любителям онлайн-покупок.
- Лимиты на покупки в зарубежных интернет-магазинах в тысячу евро и 31 килограмм применялись ранее в рамках соглашения “Об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях” между Казахстаном, Россией и Беларусью. Соглашение утратило силу в декабре прошлого года, вместо него вступил в силу договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, - пояснили в ДГД Алматы. - А 29 марта 2018 года вступило в силу решение совета Евразийской экономической комиссии “Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования”. Суть этого решения в поэтапном снижении лимитов на товары, которые доставляют покупателям из-за рубежа международными почтовыми отправлениями или перевозчиком, в том числе и покупки в зарубежных интернет-магазинах.

Ограничения на заказ товаров онлайн из-за рубежа
В течение одного календарного месяца без уплаты таможенных пошлин и налогов, без ограничений по времени и количеству заказов можно приобретать товар на зарубежных интернет-сайтах:
сейчас на общую сумму до 1000 евро, весом не более 31 кг;
с 1 января 2019 года на общую сумму до 500 евро, весом не более 31 кг;
с 1 января 2020 года на общую сумму до 200 евро, весом не более 31 кг.

Кто проверяет перевес?
Руководитель отдела разъяснения таможенного законодательства ДГД Алматы Арман БОРАНОВ:
- На местах доставки курьерских служб в аэропорту и на почте сотрудники таможенных органов проводят досмотр всех товаров, привезенных из-за границы, причем без вскрытия упаковки, прогоняя через специальный стационарный сканер - рапискан. У таможенников могут возникнуть вопросы, если в посылке порошкообразное вещество, тогда к досмотру привлекают собак. Взвешивают товар сами курьерские службы. Они сверяют вес заявленного товара с весом поступившего и фиксируют все это в специальном формуляре. Потом эти показатели сверяют и таможенные службы, проверяют, действительно ли под заявленным грузом проходит этот самый груз, а не поставлен другой, есть ли запрещенные товары, ведь сейчас в Интернете заказать можно все, что угодно.
Если окажется превышен месячный лимит, то следующая пассажирская декларация просто не зарегистрируется. Эти данные хранятся в базе таможенников и привязаны к ИИН покупателя, независимо от того, какими курьерскими службами он пользуется.
Если заказ из интернет-магазина превысил лимит по весу или стоимости, то об этом покупателей уведомляет курьерская служба. Она может сама задекларировать товар, если у нее есть полномочия на это, либо обратится к покупателю, чтобы он приехал на почту и доплатил. Если покупатель не заплатит, то товар не будут хранить на складе, а вернут обратно.

Топ-10 онлайн-покупок в Казахстане (как с местных, так и с зарубежных интернет-сайтов)
1. Одежда, обувь, аксессуары.
2. Гаджеты, бытовая техника.
3. Книги.
4. Сувениры, товары для хобби.
5. Товары для дома и дачи.
6. Запчасти и аксессуары для автомобилей.
7. Косметика и парфюмерия.
8. Товары для спорта и туризма.
9. Детские товары.
10. Продукты питания.

Зачем вам посредники?
Пользуясь тем, что не все казахстанцы владеют Интернетом и имеют  онлайн-банкинг, некоторые коммерсанты предлагают им заказать дешевые вещи с их помощью и, естественно, с накруткой (о которой даже могут не сказать). Однако такая самодеятельность должна регистрироваться в налоговой, но и не всегда ее раскусишь.
- Платья или обувь на 31 килограмм заказать для себя очень сложно, вы представьте, какой это огромный должен быть мешок! - пояснил Арман Боранов. - Даже если вы закажете целый компьютер, он и то не будет столько весить. Есть такое понятие у таможенников - “частота перемещений”, когда одни и те же товары, например телефоны или гаджеты, приобретают часто и в большом количестве. Нет сомнений, что это для коммерческих целей. Подобные случаи фиксируются таможенниками, их передают в налоговые органы, а те проверяют, зарегистрирован ли этот покупатель в качестве предпринимателя. Если да, то он должен заниматься декларированием товара и растаможиванием. Если нет, то к нему применяют меры.

Наши цифры
- Свыше 14,03 млн. казахстанцев имеют доступ к Всемирной сети, однако только 10 процентов совершают покупки онлайн.

За покупками - в Интернет
Четыре онлайн-покупки в год приходятся в среднем на одного пользователя в Казахстане, по данным сервиса электронных платежей “Яндекс. Деньги”. При этом спрос на услуги электронной коммерции постоянно растет: в 2017 году казахстанцы потратили на покупки онлайн в четыре раза больше, чем в 2016 году. Лидируют в списках по тратам в интернет-магазинах жители Астаны со средней суммой чека за год 19 867 тенге. Далее идут Актобе (16 824 тенге), Шымкент (16 536 тенге), Алматы (14 814 тенге), Павлодар (12 230 тенге), Караганда (10 680 тенге), Тараз (8900 тенге), Усть-Каменогорск (8039 тенге), Семей (5340 тенге).

Что уже изменилось для владельцев казахстанских интернет-магазинов
С 1 января 2018 года владельцев казахстанских интернет-магазинов на пять лет освободили от уплаты подоходного налога и корпоративного налога в рамках государственной программы “Цифровой Казахстан”, пояснили в ДГД Алматы. Однако это коснется только тех, кто соблюдает определенные условия:
- доходы от электронной торговли товарами должны составлять не менее 90 процентов годового дохода;
- расчет за товары только безналичным способом;
- все договоры заключаются в онлайн-режиме;
- наличие собственной службы доставки либо договора с лицом, осуществляющим перевозку, пересылку товара.
По данным ДГД Алматы, на сегодняшний день в южной столице уже зарегистрировано 25 предпринимателей, осуществляющих деятельность по электронной торговле товарами, в том числе 13 юридических лиц и 12 индивидуальных предпринимателей, занимающихся продажей электроники, одежды, обуви, косметики и других товаров народного потребления, которые не будут платить подоходный и корпоративный налоги. И все же интернет-торговцам придется встать на регистрационный учет в налоговом органе в качестве налогоплательщиков, которые осуществляют отдельные виды деятельности на основании уведомления.

Мнения экспертов

Шавкат САБИРОВ, президент Казахстанской интернет-ассоциации:
- Новые правила ЕАЭС с ограничениями направлены против казахстанцев-шопников, которые заказывают товары в интернет-магазинах. Россия давно ввела подобные правила, и это вполне понятно: там защищают свой рынок интернет-магазинов, который тот же китайский AliExpress убивает напрочь. Казахстану пока защищать особо нечего: здесь всего один-два реальных отечественных магазина, остальные - филиалы интернет-магазинов из других стран. Но, к сожалению, мы сейчас идем в одной упряжке со странами, которые находятся в Таможенном союзе.
Сакен САРСЕНОВ, председатель правления АО “Казпочта”:
- Уже сейчас ежегодный рост рынка электронной коммерции в мире достигает 30 процентов, в Казахстане - 25 процентов, и одними из основных драйверов роста выступают китайские интернет-площадки. Ежедневно в Россию из Китая отправляется более двух миллионов посылок, а в Европу - порядка миллиона. Это хорошие перспективы для нашей страны, потому что самый короткий путь из Китая в Россию и Европу пролегает через Казахстан. Сегодня в Казахстане имеются все инструменты, необходимые для развития электронной коммерции. Достаточно хорошо развита логистика: более 100 местных и зарубежных игроков, работает более 1700 интернет-магазинов. Для удобства клиентов мы планируем запустить пункты выдачи посылок по системе франчайзинга*, услуги фулфилмента** и e-commerce-центры. Уже сейчас по Казахстану доставляется более 30 тысяч посылок в день, а к 2020 году рынок вырастет до 300 тысяч посылок в день.
*Франчайзинг - популярная форма предпринимательской деятельности и систематического дублирования успешных моделей коммерческих и некоммерческих предприятий, покупка бренда.
**Фулфилмент - комплекс операций с момента оформления заказа покупателем и до момента получения им покупки.

Опрос в тему
Часто ли вы приобретаете товары в интернет-магазинах?
- Заказываю практически все онлайн каждую неделю
- Пользуюсь интернет-магазинами редко, несколько раз в год
- Не покупаю в Интернете
- Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz на главной странице в правой колонке.

Екатерина ТИХОНОВА,  Алматы

Возвращаясь к напечатанному
Мнения наших читателей
Считаете ли вы, что можете что-то изменить в нашем государстве?
Да, и я постоянно это делаю............13%
Нет, это невозможно....................... 77%
Не знаю, не пробовал......................10%

Поделиться
Класснуть