3395

Мытарства из-за мытарей

Настоящее сражение выдержала таразская пенсионерка Заджида КУРБАНГАЛИЕВА (на снимке), отстаивая свое законное право не платить земельный налог. Но не обошлось без потерь. Финансовых. 

В феврале Заджиде Курбангалиевой понадобились деньги на лечение. Женщина пошла в банк за своим депозитом и... обнаружила потерю: куда-то испарились 18 371 тенге.
Потрясенная вкладчица обратилась к руководству ЖФ АО “Народный банк Казахстана”: куда исчезли восемнадцать тысяч? И банк ответил ей, что частный судебный исполнитель Ержан НАЗАРОВ на основании судебного приказа Таразского городского суда выставил на ее текущий счет инкассовые распоряжения. Согласно им Курбангалиева должна была оплатить управлению государственных доходов по городу Таразу недоимку по земельному налогу в сумме 10 905 тенге. При этом судебный исполнитель не забыл и о себе любимом: за свою работу взыскал около 4,5 тысячи тенге. Позаботился о своем денежном довольствии и банк: удержал 3 тысячи тенге комиссионных. Вот так и набежала сумма 18 тысяч тенге с хвостиком.
А между тем 72-летняя Заджида Курбангалиева является одинокой пенсионеркой, инвалидом детства и матерью сына-военнослужащего, погибшего при исполнении служебных обязанностей. Каждый из этих трех статусов освобождает ее от уплаты земельного налога. Но таразским налоговикам, видимо, закон о льготах и социальной защите не указ. Вот и пришлось пенсионерке с ограниченными возможностями, с трудом передвигающейся по собственной квартире, вызывать такси и ехать в управление госдоходов - выяснять, кому и что она должна.
Там у нее произошел любопытный диалог со старшим инспектором Сауле УМЕРБАЕВОЙ.
- Я по номерку попала к ней, - рассказывает, волнуясь, Заджида Курбангалиева. - Спрашиваю: что случилось, каким образом у меня мог образоваться долг, если я освобождена от уплаты земельного налога? Может, законы поменяли? “Каждый день законы меняют, - ответила инспектор, - мы не успеваем следить!” - и посоветовала слушать радио и читать газеты. “То, что вы инвалид детства, значения не имеет, вы все равно должны платить пятьдесят процентов, - продолжала она. - А что ваш сын погиб, это абсолютно ничего не значит!” Меня эти слова прямо по сердцу резанули. Мой сын, капитан Марат КУРБАНГАЛИЕВ, в 1994 году трагически погиб во время службы, защищая мир и покой наших граждан, в том числе и Сауле Умербаевой. и это, оказывается, ничего не значит?!
В слезах выходила из госучреждения мать погибшего офицера. Чтобы вывести из равновесия пожилого человека, много ли надо? Дома ей стало плохо, пришлось вызывать врача, потом проходить курс лечения…
Вскоре Заджида получила из налогового ведомства ответ на свое заявление (его, кстати, почему-то не хотели принимать). Как пенсионерка и предполагала, от земельного налога она была освобождена. И далее: “У вас по состоянию на 26.2.2018 г.
задолженность по налогу на имущество и земельному налогу отсутствует”, - сообщали ей налоговики.
Естественно, отсутствует - после снятия с ее счета 10 905 тенге! Но как вернуть деньги, об этом в письме умалчивалось.
Пришлось бедной женщине обратиться к прокурору города. Быстро разобравшись в ситуации, прокурор внес в налоговый орган представление о допущенных нарушениях.
Но на этом мытарства пенсионерки не закончились: ведь надо было, главным образом, отменить судебный приказ.
А тут как раз еще ответ из управления госдоходов пришел. Читает его наша героиня и снова ничего не понимает. “Согласно п. 3 ст. 498 Налогового кодекса Республики Казахстан как “отдельно проживающий пенсионер” вы освобождены от уплаты налога с физических лиц в полном объеме. В части предоставления вам льгот как матери погибшего военнослужащего при исполнении обязанностей поясняем, что налоговым законодательством РК льготы в виде освобождения от уплаты налога на имущество и земельного налога не предусмотрены”, - пишет ей заместитель руководителя управления госдоходов Булат КУАНДЫКОВ.
Да… Видимо, в налоговом ведомстве не только старший инспектор Сауле Умербаева, но и руководство плавает по части знания законов. Закон о льготах и социальных гарантиях участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним (выделено мной. - Г. В.), то ли не читали, то ли не поняли. А рассуждают со знанием дела! И еще одна цитата из ответа: “Сообщаем, что, с учетом перечисленных сумм от вашего имени (когда Заджида Курбангалиева их перечисляла?! - Г. В.) на сегодняшний день на вашем лицевом счете имеется излишне уплаченная сумма налогов в размере 6346 тенге, которую вы можете вернуть путем подачи налогового заявления установленной формы согласно требованиям ст. 101, 102 Налогового кодекса Республики Казахстан”.
Так вот как: оказывается, пенсионерка добровольно, по своему желанию “излишне” уплатила налог! Ну не смешно ли?
В общем, сняли 10 905 тенге, а возвращать - извольте сами? При этом надо еще и писать заявление установленной формы! И почему, интересно, только 6346 тенге готовы вернуть? А слабо принести всю “излишне уплаченную сумму” больной пожилой женщине домой и извиниться перед ней?
- В этой истории меня возмущает наплевательское отношение, - высказывает свое мнение таразская правозащитница Роза КУШАКОВА. - Человека не ставят ни во что! Четыре учреждения занимались вопросом Заджиды Курбангалиевой: управление госдоходов по городу Таразу, Таразский городской суд, банк и частный судисполнитель - и хоть бы кто-то известил об этом пенсионерку! Значит, можно вот так запросто повесить на человека невесть откуда взявшуюся сумму, провести заочно суд, снять деньги со счета вкладчика - и все это тайком... Хотя сейчас все компьютеризировано, найти адрес и телефон проще простого! А может, не хотели искать? Подумали: а чего там, какая-то бабка семидесятилетняя, можно ей лапшу на уши навешать, авось прокатит - так, видимо, рассуждали? Но не прокатило. И “излишне уплаченную сумму” для матери погибшего офицера, думаю, мы обязательно вернем через суд.

Галина ВЫБОРНОВА, фото Ольги ЩУКИНОЙ, Тараз

Поделиться
Класснуть