4462

Испытание зарплатой

     Законопроект о статусе казахстанского педагога не сегодня завтра должен поступить в мажилис. Однако остается открытым один из главных вопросов: повысят ли зарплату учителям? И пока в профильном ведомстве упорно молчат на этот счет, мы решили присмотреться к опыту России, где денежный аспект сеющих разумное, доброе, вечное решили несколько лет назад. Что из этого вышло, с “Временем” поделился советник посольства РФ в Казахстане, а в прошлом начальник отдела Минобрнауки России и доцент МГУ Алексей КОРОПЧЕНКО (на снимке).

По словам нашего собеседника, день 7 мая 2012 года для российских педагогов стал знаковым: глава РФ издал указ, которым поручил правительству довести “1) в 2012 году среднюю зарплату педагогов общего образования до средней зарплаты в регионе; 2) к 2013 году среднюю зарплату педагогов дошкольных образовательных учреждений до средней зарплаты в регионе; 3) к 2018 году среднюю зарплату преподавателей, мастеров ТиПО и работников учреждений культуры до средней зарплаты в регионе; 4) повысить к 2018 году среднюю зарплату врачей и преподавателей вузов и научных сотрудников до 200 процентов от средней зарплаты в соответствующем регионе”. Всего четыре пункта. Но каких!
С тех пор зарплаты педагогов всех уровней сверяются с данными Федеральной службы госстатистики. В результате самыми высокооплачиваемыми стали учителя богатого на энергоресурсы Ямало-Ненецкого автономного округа, где, к примеру, в минувшем году средняя зарплата составила 100 617 рублей (более 500 тысяч тенге в эквиваленте). Чуть меньше (98 291 рубль) зарабатывают педагоги Чукотки, а замыкает первую зарплатную тройку столица России: школьные педагоги Москвы равняются на среднюю зарплату в 82 471 рубль. К слову, до 2012 года работники сферы “гранита науки” в этих регионах получали до 40 тысяч рублей.
При этом никто не запрещает платить учителям выше средних заработков в регионе, главное - не ниже. Так, в 2016 году зарплата педагогов и врачей на Ямале на 54,8 процента превысила среднюю в регионе и достигала 113 тысяч рублей.
- Конечно, было много случаев, когда в регионах по различным причинам, в основном объективным, не удавалось точно в срок исполнить поручение президента, особенно в 2012-2013 годах, - рассказывает Алексей Коропченко. - Из центра ситуация серьезно отслеживалась, и сейчас показатели, обозначенные в том майском указе, выполнены регионами на 100 процентов. А до того две категории - учителя и врачи - были самыми низкооплачиваемыми бюджетниками в стране. Это те фундаментальные сферы, которые долго недофинансировали.
- У вас сейчас такая же ситуация, какая была у нас шесть лет назад, - продолжает советник российского посольства. - И когда я встречался с министром образования и науки Казахстана Ерланом Кенжегалиевичем (САГАДИЕВЫМ. - Т. Г.), который просил подготовить учителей русского языка или предметников, обучающих на русском, я объяснил, что казахстанские вузы не могут этот дефицит закрыть в том числе потому, что молодежь не идет на эти специальности. Я высказал свою точку зрения: до тех пор, пока эти специальности будут у вас непрестижными и крайне низкооплачиваемыми, молодые люди туда, конечно, не придут. Хотя многим нравится работать в школе. Вот сейчас благодаря президентскому указу профессия педагога у нас стала очень престижной: желающих работать в школах бывает больше, чем мест, резко вырос конкурс в педвузы.
Российские педагоги впервые вошли в средний класс страны, достойная оплата их труда позволила учителям многих регионов работать в одном месте, а не заниматься совместительством.
Конечно, продолжает наш собеседник, есть и недовольные, ведь у кого-то зарплаты поднялись в разы, а у кого-то - совсем немного. Это зависит от социально-экономического положения субъектов России: одни регионы дотационные, другие - доноры с богатыми природными ресурсами. Например, в прошлом году самые маленькие зарплаты зафиксированы в Алтайском крае (24 402 рубля, или порядка 134 тысяч тенге на наши деньги). Примерно столько же зарабатывали в Чечне, Карачаево-Черкесии, Ивановской области. При этом самые “бедные” регионы получают дотации из федерального и краевого бюджетов. Так, по данным Минтруда и соцзащиты населения РФ, “на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы из федерального бюджета в 2017-2019 годах будет направлено 40, 50, 50 млрд. руб. соответственно”. Это при том, что российские учителя - самая большая категория бюджетников и третья по численности работников профессия в России: по официальным данным, в стране 2 млн. педагогов.
Правда, некоторым школам пришлось предпринять и собственные усилия, чтобы найти резервы для повышения зарплаты своим педколлективам: оптимизировать штатное расписание, сократить административный персонал, активизировать внебюджетную деятельность за счет внедрения платных кружков и секций.
Если примерить этот опыт в качестве одного из вариантов решения денежного вопроса казахстанских учителей, то в прошлом году 282 тысячи тенге получали бы педагоги в Мангистауской области, 279,9 тысячи - в Атырауской, 223,5 тысячи - в Астане, 187,8 тысячи тенге - в Алматы (таковы данные по средним зарплатам в названных регионах за 2018 год). Между тем самые низкие средние зарплаты традиционно в Туркестанской области - в прошлом году 102 080 тенге и в Северном Казахстане - 102 254, но именно эти размеры стали бы точкой отсчета для доходов педагогов в этих регионах - сегодня учителя там получают в среднем 50-60 тысяч тенге.
Интересно мнение нашего экс­перта о том, что лучше - поднять зарплату учителю или обложить его разного рода льготами: на покупку жилья, проезд в транспорте, оплату коммунальных услуг, устройство детей в сады без очереди:
- Я думаю, проще зарплату поднять. Ведь при внедрении различных льгот требуются документы, подтверждающие принадлежность к профессии, и другие, а это уже волокита. Кроме того, как известно, сразу появляется множество охочих до льгот, которые подделывают документы. В России, например, реализовали программу монетизации льгот. Была большая дискуссия о том, что лучше для пенсионеров - бесплатный проезд или повышение пенсии. И выбрали второе, ведь не все ездят на общественном транспорте, кто-то пешком ходит. Наши экономисты посчитали, что для экономики выгоднее все льготы, которые предоставляются человеку, заменить деньгами. Монетизация льгот была проведена для военных и пенсионеров. Поэтому лучше дать больше денег, а человек дальше сам решит, как ими воспользоваться.
Напоследок я задала Алексею Анатольевичу несколько волнующих многих казахстанских учителей вопросов. Ответы на них, думаю, нет смысла комментировать.
- Привлекают ли российских учителей к уборке урожая?
- Нет.
- К заполнению стадионов, залов на концертах?
- Такого давно уже нет. Каких концертов? Это никакого отношения к школе не имеет.
- К раздаче билетов?
- Ни в коем случае!
- Принудительная подписка на СМИ?
- С какой стати?! - со смехом ответил собеседник.
- Субботники?
- Нет.
- В переписи населения задействуют?
- Нет, наши учителя такими вещами не занимаются, у нас есть специальные переписчики.
- А как вы относитесь к идее, чтобы оскорбление учителя приравнять к оскорблению представителя власти?
- Хорошо. Это значит, что я, как родитель, буду каждый раз своему ребенку говорить: “Не обижай учителя! Потому что тебя не то что в угол поставят, нас деньгами накажут”. Значит, дома будет все время просветительская работа проводиться. Это в любом случае поднимает статус учителя. Это один из хороших элементов, но... совершенно недостаточный.

Факты и результаты

- Повышение зарплат российских учителей сразу же отразилось на приемных кампаниях вузов. Так, в 2013 году пяти учебным заведениям из топ-10 педвузов России удалось попасть в “зеленую зону” (это список университетов со средним проходным баллом ЕГЭ выше 70). В 2012 году таких педвузов не было вообще.
- В 2015 году наряду с традиционно популярными профессиями экономистов и юристов большим спросом у абитуриентов стали пользоваться педагогические специальности. На программы педагогического образования в бакалавриат и магистратуру суммарно было подано в полтора раза больше заявлений, чем в 2014 году. В педвузы пришли абитуриенты с достаточно высокими баллами ЕГЭ, в том числе было зачислено 253 вчерашних школьника, представивших аттестаты с отличием.
- В 2016 году количество зачисленных на укрупненную группу специальностей “Образование и педагогические науки” увеличилось по сравнению с 2015 годом более чем на 4 тысячи человек. Средний балл ЕГЭ поступивших на педспециальности вырос с 60,7 до 63,5. В педвузы зачислено впервые 60 стобалльников. Конкурс на педспециальности вырос до 7,1 заявления на место.
- В 2018 году согласно исследованию портала Superjob.ru выпускники педвузов стали чаще искать работу по специальности: в приоритете у большинства из них работа в педагогике (26,3 процента), тогда как еще 5 лет назад почти такое же количество (24,8 процента) стремилось работать в кадровой сфере.
По данным Минобрнауки РФ (в 2018 г. ведомство было разделено на Миннауки и высшего образования и Минпросвещения)

Тогжан ГАНИ, фото Алексея КОРОПЧЕНКО и с сайта tengrinews.kz, Астана

КСТАТИ

Штрафы...
В проекте закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам статуса педагога, снижения нагрузки на ученика и учителя” названы планируемые размеры штрафов за нарушения прав учителей в Казахстане.
“Статью 409 (КоАП. - КазТАГ) дополнить частями: “1-1. Унижение чести и достоинства педагога - влечет штраф в размере 5 месячных расчетных показателей (МРП)”; “1-2. Привлечение педагога к видам работ, не связанных с его профессиональными обязанностями, - влечет штраф на должностных лиц в размере 10 МРП”, - говорится в законопроекте.
Кроме того, согласно предложенным поправкам, за “необоснованное вмешательство в профессиональную деятельность педагога или воспрепятствование профессиональной деятельности педагога” намерены наказывать предупреждением или штрафом в размере 3 МРП. За требование от педагога предоставить какие-либо формы отчетности либо информацию, не предусмотренные законодательством Казахстана, должностных лиц также намерены предупреждать либо наказывать штрафом в размере 3 МРП.
“1-5. Возложение на педагога обязанности приобретать какие-либо товарно-материальные ценности для обеспечения учебно-воспитательного процесса за счет собственных средств - влечет штраф на должностных лиц в размере 3 МРП”, - сказано в документе.
1 МРП в 2019 году составляет 2525 тенге.

...качество...
Понятие “качество образования” планируется законодательно закрепить в Казахстане.
“Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия государственному общеобязательному стандарту образования соответствующего уровня образования, государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов соответствующей образовательной программы”, - такую формулировку планируется ввести в закон об образовании.
Вместе с тем разработчики поправок предлагают исключить проведение государственных аттестаций организаций образования. Также планируется исключение госконтроля в системе образования.

...домашнее задание
Ответственность за выполнение детьми домашних заданий планируется возложить на родителей.
Статью 49 (“Права и обязанности родителей и иных законных представителей”) закона об образовании предлагается дополнить подпунктом 4-1) следующего содержания: “Обеспечить качественное выполнение обучающимися домашних учебных заданий”.
Кроме того, указанную статью предлагают дополнить пунктом 3 следующего содержания: “В случае возникновения у ребенка академической задолженности педагог и родители и иные законные представители обязаны создать ему условия для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за свое­временностью ее ликвидации”.
Законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам статуса педагога, снижения нагрузки на ученика и учителя” вынесен на публичное обсуждение до 14 января.
По сообщениям КазТАГ

Поделиться
Класснуть