5692

247 процентов лжи

На широких просторах казахской прессы помимо признанных тяжеловесов вроде “Жас Алаш”, “Ана тiлі” или “Қазақ əдебиеті” есть масса изданий поменьше, которые, невзирая на собственные размеры, регулярно несут в народ свет просвещения.

Надо сказать, что “малая” казахская пресса, в основном ориентированная на молодежь, сплошь наставительно-дидактического толка. Она старательно объясняет читателям, что надевать, куда ходить, как разговаривать со старшими и так далее. Тем самым газет-журналдар примеряют на себя миссию духовных скреп и идеологических менторов, за которую, по идее, должно отвечать государство, но в силу занятости подготовкой к EXPO-2017 и непрерывным улучшением благостояния населения не отвечает. А природа, как известно, не терпит пустоты.
Чем заполняются идеологические лакуны?
Возьмем, к примеру, газету “Ғашық Жүрек”, издаваемую в Шымкенте. Слоган издания: “Республиканская газета для молодых”. Третья страница газеты выходит под шапкой “Имандылық-ибалылық” (в вольном переводе - “Мораль и воспитание”). Молодые люди спрашивают газету о своих затруднениях, газета им отвечает, сообразуясь с традиционной моралью и ценностными установками ислама. Читателя Алихана, например, интересует, как шариат относится к тому, чтобы сдавать экзамен за другого человека. “Такими поступками вы обманываете в первую очередь себя, - объясняет “Ғашық Жүрек”. - Заработанные подобным образом оценки нельзя считать справедливыми. А что еще хуже, от этого могут пострадать действительно способные абитуриенты”.
Далее идет рубрика психологической помощи. Некто Бахытжан признается, что без памяти влюблен в девушку старше себя на четыре года, но мама не дает согласия на брак. Психолог предлагает парню познакомить девушку с матерью, ну а если не поможет, то смириться с судьбой и не спорить, ибо “даже если ты отнесешь на своей спине маму в Мекку, все равно не сможешь ей сполна отплатить за то, что она подарила тебе жизнь”.
Газета “Өмір-ай” - для людей постарше, и разговоры там посерьезнее. В частности, есть интервью с народным поэтом Мухтаром ШАХАНОВЫМ, почти полностью посвященное событиям декабря 1986 года и участию (или неучастию) Шаханова в них. Первый же вопрос настраивает на боевой лад: “Мухтар-мырза, давайте без обиняков. Есть мнение, что вся правда о Декабре еще не рассказана. И с вами есть непонятные моменты. В те дни вы были в Москве с концертом. Специально уехали или выступление было заранее запланировано?”. Мухтар-мырза отвечает: “Мне Евтушенко сказал пораньше приехать, и уже 12 декабря я был в Москве. Кто тогда знал, что 16-го снимут Кунаева?”.
“Правда ли, что в тот вечер на сцену вышел парень-казах, а вы не дали ему говорить и сдали сотрудникам КГБ?” - “Я сам с трудом зашел на собственный концерт. У меня хотели взять интервью, чтобы я сказал, что на площадь вышли все пьяницы, хулиганы и тунеядцы. Я не дал. Потом на сцену вышел тот парень и начал читать письмо, подписанное 250 людьми. Появился какой-то человек и увел его. Он был из КГБ. А я прочитал стихотворение “Воодушевление”, и вся аудитория осталась довольна”.
Далее журналист разгоняется до сверх­звуковых скоростей: “Говорят, в 1988 году после речи в Кремле Назарбаев вас ударил при всех. Это правда?” - “Это ложь на 247 процентов! Ее придумал Каришал Асанов, а он якобы услышал это от Каная Касенова”.
Что ж, ложь процентом (как кашу маслом) не испортишь...

Тулеген Байтукенов, Алматы

Поделиться
Класснуть