7177

С языка снял

Нужно ли сочувствовать родителям, отдающим детей в русские школы?

На прошлой неделе директор республиканского центра KAZBILIM Аятжан АХМЕТ опубликовал статью под заголовком “Я искренне сочувствую казахстанцам, отдающим детей в русские школы”.

Материал посвящен преимуществам казахскоязычного начального и среднего образования над русскоязычным. В их числе автор видит бóльшую перспективность обучения в казахских школах в Казахстане (что логично); лучшую успеваемость учеников казахских школ; нарастающее увеличение количества образовательных грантов на казахском языке при сокращении русских; и, разумеется, патриотические соображения. Резюмирует Ахмет тем, что у русских школ в нашей стране нет будущего и, соответственно, приобщать к ним детей тоже беcсмысленно.
Агитация за казахские школы - замечательная, нужная вещь. Будущее страны за казахским языком, и тем, кто связывает в дальнейшем свою жизнь с Казахстаном, он, разумеется, нужен. Однако почему-то так сложилось, что пропаганда казахского всеобуча всегда идет в режиме оправданий. Возникли определенные стереотипы, касающиеся казахских школ, и сторонники образования на государственном языке постоянно пытаются их опровергнуть. Причем делают это априори предполагая, что в казахских школах все уже отлично и вряд ли требуются какие-то доработки. Если школа казахская - следовательно, там все в порядке. Любой, кто ставит под сомнение этот догмат, поневоле становится принципиальным противником казахских школ как явления. Определенная истеричность, в целом характерная для дискурса о казахском языке, на поле образования проявляет себя в полной мере. Не нравится, как учат в казахских школах? А ты что, против всего казахского?!
Такая полемика, понятное дело, не может быть продуктивной. Но в сложившихся условиях дискуссия другого порядка вряд ли возможна. Эмоциональное перевешивает рациональное, и это касается даже выверенной на первый взгляд аргументации.
Директор KAZBILIM, например, утверждает, что уровень знаний в казахских школах ничуть не ниже, чем в русских, и даже выше. А это не так. В международных тестах PISA семилетней давности ученики казахских школ показали отставание от сверстников из русских школ, эквивалентное двум годам обучения. В 2015 году отставание сократилось, но осталось на уровне полутора лет. Если учесть, что казахстанские школьники в принципе - без учета языка обучения - очень сильно отстают в мировом контексте (разница доходит до 5 лет), то разрыв между лидерами рейтинга и нашими учащимися становится катастрофическим.
В статье Ахмета есть также ссылка на результаты ЕНТ, в котором “последние пять лет первенство также у казахских школ”. Это, к сожалению, тоже неправда. Согласно отчету Минобразования РК об итогах ЕНТ за 2015 год отмечен “факт существенного повышения среднего балла в школах с государственным языком обучения, благодаря которому разрыв между выпускниками школ с казахским и русским языками обучения сократился до 1,2 балла (2014 год - 6,84 балла). При этом в сравнении с прошлым годом учащиеся, тестируемые на русском языке, продемонстрировали более слабые результаты”.
То есть казахские школы подтягиваются к русским, но ни о каком первенстве за последние пять лет речи не идет. А самое печальное в том, что сокращение разрыва происходит не только за счет повышения баллов в казахских школах, но и за счет их снижения в русских. Если так пойдет и дальше, то ученики казахских школ через несколько лет будут лидировать с огромным отрывом. Победа в одни ворота. Но кому от этого станет легче?
Впрочем, возможно, легче станет выпускникам казахских школ. Или уже стало. Я скачал в Интернете несколько пробных тестов ЕНТ за 2015 год на казахском и русском языках. Без точного сопоставительного анализа сложно говорить о разнице между тестами, но по первому впечатлению казахские тесты легче русскоязычных. В тестах по истории Казахстана, например, есть вопрос про то, из какого молока изготовливается шубат. Скандальный топик про Баян ЕСЕНТАЕВУ и Ермека ТУРСУНОВА в ЕНТ, тоже, кстати, находился именно в казахской версии тестовых заданий.
Голословно обвинять сотрудников Мин­образования в том, что они подыгрывают выпускникам казахских школ, разумеется, нельзя. Но если это действительно так, то...
И еще одну важную вещь упустил Аятжан Ахмет в своей статье. Жизнь, как известно, дается нам в ощущениях. Ощущения в казахских школах разительно отличаются от ощущений в русских. Я не могу говорить за всю систему, приведу лишь один случай, непосредственным свидетелем которого был сам. В первой, “элитной” частной казахской школе Алматы ребенок заразился педикулезом, а апайка, на что-то разгневавшись, расколола домбру школьника. После разразившегося скандала ученик перешел в другую казахскую школу. Вшей, однако, и тут избежать не удалось. Апайка оказалась помягче, что не мешает ей при случае ударить нерадивых детей по голове, а девятилетнего мальчика, произнесшего при ней слово “секс”, в ужасе отвести к школьному психологу. Родителей в целом все это смущает, но выхода они не видят: казахский язык детям действительно нужен. Желательно без ударов по голове и педикулеза. Но что поделать, если по-другому не получается?
Они ведь не против всего казахского.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть