2813

Убийственное отношение

В столичном Центре медико-социальной реабилитации посетителей ждет смерть

На специфичные методы работы отечественных правоохранительных органов население уже давно перестало реагировать очень остро, но этот случай - из ряда вон даже по нашим, давно модернизированным рамкам сознания. В столичном Центре медико-социальной реабилитации (в простонародье - вытрезвитель) сотрудники полиции и медики насмерть забили 29-летнего Николая КРИВЕНКО.

Трагедия произошла еще в марте, однако общественный резонанс случай приобрел только сейчас, вместе с обнародованием видео из ЦМСР. На записи видно, как полицейские и санитары продолжительно избивают лежащего на полу Кривенко. Впоследствии Николай скончался. Родственники потерпевшего настаивали на квалификации “убийство”, однако им в этом отказали, и дело рассматривается как “причинение смерти по неосторожности”. Сотрудники медцентра и полиция утверждают, что Кривенко был задержан за хулиганство, вел себя агрессивно, даже ударил фельдшера и поэтому полицейские и санитары тоже применили силу. Позже младший сержант полиции и сотрудники ЦМС тоже были задержаны и сейчас находятся под следствием.
Главный врач Центра наркологии и психотерапии Ольга КОМАРОВА прокомментировала инцидент, заявив в интервью tengrinews.kz буквально следующее: “Он (Кривенко. - Т. Б.) крушил машины в своем или соседнем дворе. Его доставили в связи с неадекватным поведением. Я не знаю, что он говорил, каким образом он спровоцировал агрессию в отношении себя. Видно, что там сотрудник полиции начал избивать его. Присоединились, к сожалению, фельдшер и санитар центра. И все это вылилось в то, что вылилось. Но распространение видеозаписи, я считаю, что это просто неприемлемо…”
В обществе, где все с ног на голову, такие комментарии из уст руководителя медицинского учреждения кажутся если и не нормальными, то допустимыми. Но что утверждает Комарова по сути? Что неприемлемым является не факт смерти пациента после избиения его в медцентре, а распространение видео об этом! То есть убивать, конечно, плохо, но что поделать, раз так вышло, к тому же он сам был хулиган, а вот фиксацию преступления выкладывать совершенно недопустимо. Потому что “фельдшер - это студент 6-го курса, который очень успешно учился в медакадемии, у которого осталась больная мама. Санитар, который совсем молодой парень, у которого родился ребенок, который до случившегося только сыграл свадьбу. Это трагедия, все сделали выводы. Но я не знаю, для чего сейчас распространять это видео…”
Ну хотя бы для того, чтобы такое больше не повторялось, г-жа Комарова.
В 1973 году профессор Стэнфордского университета Дэвид РОЗЕНХАН провел научный эксперимент. Несколько обычных людей направлялись к психиатрам, которые должны были диагностировать у них заболевание. В большинстве случаев здоровых граждан отправляли на принудительное лечение в учреждения для душевнобольных, где они и проводили от 7 до 52 дней. Целью исследования была попытка выявить проблемы диагностирования нарушений психики, но попутно открылись и другие обстоятельства. В частности, неприглядные условия содержания больных и жестокое отношение к ним персонала.
Наряду с романом Кена Кизи “Пролетая над гнездом кукушки” исследование Розенхана оказало колоссальное влияние на условия содержания пациентов в “желтых домах” и в целом на подходы к практике психиатрии. Примеров подобного рода изысканий можно привести великое множество, но важно понимать одно: и в расследовании уотергейтского скандала, и в публикациях материалов о пытках в тюрьме “Абу-Грейб”, и в утечках “Викиликса” суть расследования заключается в обнародовании фактов, которые имеют общественное значение. Это сообщает социуму развитие и делегитимизирует то, что тихушники давно привыкли делать за закрытыми дверями. Кто бы узнал, какие нравы царят в столичном Центре медико-социальной реабилитации, если бы не это видео? И главное: сколько еще подобных роликов хранят серверы всех наших центров реабилитаций, комнат допросов и изоляторов временного содержания?
В Грузии стены полицейских участков сделали прозрачными, чтобы все видели, что делают стражи порядка. В нашей стране РУВД оградили трехметровыми заборами: даже если захочешь - ничего не увидишь. И все понимают, что единственное оружие против засилья беспредельщиков в форме - это публичность. Поэтому казахстанцы при общении с правоохранителями стараются сразу включать камеру, и поэтому те же полицейские страшно нер­вничают, если их записывают на видео. Комфортная среда обитания таких служивых - закрытые кабинеты и отведенные глаза, решение проблем “по-свойски”. И неизменное “Ну зачем это на люди выносить? Давай договоримся!”.
А чем больше людей договариваются, тем выше шансы попасть в ЦМСР, как Кривенко, и уже не выйти оттуда. Младшие сержанты и лейтенанты с патологической склонностью к насилию и равнодушные фельдшеры - это обратная сторона договорных отношений, которые опутали все общество снизу доверху. Можно наверняка сказать, что если бы не видео, то виновники смерти астанчанина тоже надеялись договориться. Развести. Решить вопрос. Возможно, и сейчас надеются.
Поэтому очень важно понимать, что в смерти Николая Кривенко виноваты не только полицейские и медики. Мы все в какой-то мере ответственны за это. И хотя парня уже не вернешь, в наших силах сделать так, чтобы прямые виновники смерти Кривенко получили справедливое наказание.
И постараться, чтобы таких видео больше не было. Не потому, что их скрывают, а для того, чтобы такое больше не повторилось.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы.

Поделиться
Класснуть