8104

Аскар ЖУМАГАЛИЕВ, министр транспорта и коммуникаций: К прозрачности через автоматизацию

В минувшую субботу министр транспорта и коммуникаций Аскар ЖУМАГАЛИЕВ (на снимке) принял участие в открытии нового центра обработки данных в СЭЗ ПИТ “Алатау”. В перерыве мы расспросили, что думает министр по поводу дебоширов на борту, когда наши авиакомпании выйдут из “черного списка” ЕС и заработает ли услуга сохранения сотового номера.

- Аскар Куанышевич, как вы относитесь к участившимся случаям хулиганского поведения пассажиров в небе?
- Конечно, такое поведение я не оправдываю. Хулиганство, курение на борту - это, на самом деле, прямая угроза безопасности полета. Совместно с авиакомпаниями мы сейчас анализируем международный опыт, обсуждаем, какие меры может принимать экипаж в случае небезопасного поведения пассажиров. Мы готовы разработать необходимые поправки и обсудить их с депутатами.
Другой вопрос, что самим авиакомпаниям нужно продолжать повышать качество предоставляемых услуг. Необходимо постоянно работать над повышением стрессо­устойчивости экипажа, его поведением в кризисных ситуациях.
- Какая ситуация с “черным списком” Евросоюза? Мы выйдем из него осенью? Какие меры принимаете для этого?
- Нужно понимать, что, выйдя завтра из этого списка, послезавтра мы можем снова туда вернуться. Поэтому мы полностью меняем систему, начав с кадров: их низкая квалификация в 2009 году как раз и была отмечена в результате аудита Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Благодаря подписанному президентом указу мы смогли изменить систему и условия набора сотрудников в Комитет гражданской авиации. Сейчас он укомплектован 40 квалифицированными инспекторами. Это одни из лучших пилотов и инженеров отрасли. Теперь эти люди будут следить за безопасностью полетов, проверять аэропорты, авиакомпании, самолеты, экипажи, причем на регулярной основе.
Совместно с экспертами ИКАО мы провели анализ нашего законодательства в сфере авиации, внесли в него более 80 поправок, чтобы привести к международным стандартам. Уже усилены требования по допуску авиакомпаний к осуществлению полетов, сейчас вносим изменения в правила организации работы и отдыха экипажа. Также совместно с бюро ИКАО мы начали процедуры ресертификации. Из-за выявленных нарушений уже отозваны сертификаты на право работы у шести авиакомпаний и приостановлена деятельность одного самолета. В этом году завершим строительство взлетно-посадочной полосы в Таразе. До конца 2017-го все 11 государственных аэропортов будут приведены в соответствие с международными требованиями.
- Знаю, что на прошлой неделе в Казахстан приезжали специалисты ИКАО.
- Да. Они ознакомились с проделанной министерством работой и запланировали аудит на весну следующего года. Предвидя ваш вопрос, почему аудит пройдет не этой осенью, отвечаю: в ИКАО тоже не заинтересованы просто поставить нам галочку, они хотят посмотреть созданную нами систему в действии.
- Люди, которые занимаются международными перевозками, говорят о том, что необходимые им бланки-разрешения невозможно получить законным путем. Создается искусственный дефицит, а потом кто-то на этом обогащается. Как изменилась ситуация после запуска хваленой электронной системы, которую разработали в прошлом году?
- Вопреки пессимистичному настрою перевозчиков, который раньше был, автоматизация выполнила свою главную задачу - сделала процесс распределения бланков прозрачным. И самое главное, теперь сотрудники транспортных инспекций не могут повлиять на процесс, система сама поровну распределяет бланки. Более того, исключен даже контакт с ними: подавать заявку на получение бланка можно через портал egov.kz, а получать в ЦОНе. Второе, что важно: после регистрации в системе у нас резко сократилось количество машин, которые претендуют на бланки. Раньше их было 30 тысяч, а теперь 9234. Не потому, что люди перестали ездить за товаром. Раньше перевозчики приносили фиктивные документы, в основном на машины, которые были давно списаны и “загорали” на свалке, и получали на них бланки. Потом эти бланки и перепродавались.
А сейчас система выдаст вам новый бланк только после того, как вы сдадите старый. Бланки стали доступны, их не нужно искать на стороне. Те, кто на этом раньше зарабатывал, вполне естественно, по-прежнему пытаются создать ажиотаж. К примеру, узнают время, когда поступит новая партия бланков, пытаются получить максимальное количество, чтобы другим не досталось. Сейчас четко регламентировали процесс загрузки данных о поступлении бланков. Обновление в системе этой информации будет происходить только в рабочие дни с 9 до 10 утра.
- Получается, что все равно бланков в тот же Китай может не хватить?
- Да, но теперь из-за того, что бланк сегодня получить не проблематично. Поэтому перевозчики стали делать больше рейсов. Такая ситуация с Китаем. Сейчас из 45 тыс. бланков, которыми мы обменялись с КНР, казахстанцами уже использовано более 30 тыс. бланков, при этом китайской стороной - только 14 тыс. Впереди еще новогодние праздники. Поэтому мы уже обратились к коллегам с просьбой выдать нам дополнительное количество бланков.
- В прошлом году вы говорили о том, что в ЦОН не нужно будет приносить копии разных документов, что данные будут браться из баз данных. Когда наступит это светлое будущее?
- С января этого года ЦОНы уже не запрашивают с граждан 177 видов документов. Это стало возможным за счет интеграции информационных систем госорганов и изменения регламентов оказания услуг. Прошлый год в этом отношении был основополагающим: по поручению президента началась активная работа по автоматизации и оптимизации госуслуг. В итоге часть регламентов была утверждена, исключены из перечня те документы, информация по которым хранится в базах данных. Остальные регламенты оказания услуг госорганы должны переутвердить в этом году. В результате сотрудники ЦОНов смогут не требовать еще 122 документа. Итого: 299.
- Недавно я пришел в ЦОН за адресной справкой, а меня вдруг заставили получить электронную подпись. Зачем?
- Раньше эту справку нужно было ждать три рабочих дня. Потом услугу автоматизировали. Ее и многие другие справки мы начали выдавать через пункты общественного доступа. Пришел, показал удостоверение и в течение двух минут ушел с готовой справкой. Конечно, все к этому привыкли. Недавно мы подсчитали: оказалось, что 130 тыс. человек ежегодно обращаются в ЦОН по пять раз в течение года, причем за услугами, которые можно получить самостоятельно через Интернет, если имеешь электронную подпись. Поэтому мы организовали площадки, где вам помогут научиться самостоятельно пользоваться eGov. Пожилые люди и те, кто испытывает сложности работы с компьютером, конечно, обслуживаются, как и прежде. Есть и те, кто не хочет учиться - они охотнее придут в ЦОН еще раз. Но в основном люди понимают: это удобно. Тем более что с каждым годом количество услуг на портале растет. Сегодня вы можете получить здесь 175 услуг, 80 разрешительных документов и все виды лицензий. До конца года совместно с госорганами планируем автоматизировать еще более 200 услуг.
- Если сейчас все будут получать услуги через Интернет, то сотрудникам центров останется отдыхать?
- Отдыхать им будет некогда. В прошлом году в ЦОНах оказывалось 113 услуг. Сегодня - 171, из них не все, а только 117 можно получить через Интернет самостоятельно. А всего в реестре 662 гос­услуги, большую часть из которых оказывают госорганы. Коль уж говорим, что основная идея ЦОНа -
единое окно, мы хотим, чтобы человек как можно больше услуг мог получить в наших центрах. Поэтому планируем постоянно заводить туда новые услуги, автоматизировать их, переводить в
е-формат. Вообще у нас еще много идей...
- Например?
- Будем развивать мобильное приложение, скоро запустим четыре новые услуги. Разрабатываем “личный кабинет”, который будет единой точкой информационного взаимодействия с госорганами. Туда вам будут приходить различные уведомления: по налогам, статусы по готовности услуг и т.д. В ЦОНах до конца года во всех областных центрах введем обслуживание на дому для людей с ограниченными возможностями. В центрах появятся также кабинки видеоконференцсвязи: чтобы попасть на прием к министру, не нужно будет ехать в Астану.
- Аскар Куанышевич, что с проектом MNP, который позволяет менять сотового оператора, сохраняя номер телефона?
- Сейчас мы работаем над техтребованиями для внедрения MNP и внесением необходимых изменений в законодательство. В частности, разрабатываем нормативы по взаимодействию всех участников рынка при оказании услуги. Обсуждаем со специалистами операторов различные решения по созданию и функционированию единой базы абонентских номеров. В течение следующего года планируем закупить необходимое оборудование, начать его установку, подключение к нему операторов, тестирование. В 2015 году хотим запустить услугу в промышленную эксплуатацию.
К слову, сейчас эта услуга работает в 80 странах.
- Вы, помнится, говорили, что до конца этого года все областные центры страны будут покрыты сетью 4G. Обещание остается в силе?
- “Казахтелеком”, как и планировалось, завершает строительство сети четвертого поколения в областных центрах. То есть до конца года базовые станции будут установлены, и сеть будет готова к началу коммерческой эксплуатации. Поэтапно компания будет запускать офисы продаж, и до конца следующего года жители всех областных центров смогут пользоваться услугами 4G.
- Помимо “Алтела” кто-нибудь получит частоты для развития услуг 4G?
- Сейчас нет свободных частот. Часть диапазона используется силовыми органами, другая - аналоговым вещанием. В 2015 году вернемся к этому вопросу, когда завершится внедрение цифрового эфирного телевидения.
- Напоследок более “приземленный” вопрос: когда начнете ремонтировать Кульджинский тракт?
- На прошлой неделе подрядчик начал мобилизацию, подготовительные работы, разбивку оси новой дороги. Как вы знаете, где-то дорога была четырехполосная, местами - двухполосная, проходила через многие населенные пункты, с обеих сторон ее окружали зеленые насаждения. Поэтому расширить существующую трассу было просто невозможно. Проект, который мы разработали, предусматривает реконструкцию и строительство автодороги по новому направлению. Если говорить цифрами, то 87 процентов всего пути будет построено с нуля. К концу 2015-го стройку планируем завершить.

Виктор Бурдин, Алматы

10.10.2013

Поделиться
Класснуть