2668

Не ЦАКСкое дело!

Возможен ли на постсоветском пространстве тюркский союз “в обход” России?

12 апреля в Казахстан приедет глава Туркменистана Гурбангулы БЕРДЫМУХАМЕДОВ. Повестка официального визита Аркадага (покровителя) туркменского народа пока не сообщается, однако казахстанский МИД напоминает: Бердымухамедов приезжает в Казахстан буквально следом за президентом Узбекистана Шавкатом МИРЗИЁЕВЫМ. Зарубежная (и прежде всего российская) политологическая тусовка заволновалась: дескать, это неспроста - что-то назревает...

На первый-второй рассчитайсь!
После переговоров в нашей столице Шавкат Мирзиёев посетил с официальным визитом Москву. Казахстанские эксперты обратили внимание на говорящие детали, к примеру, на тех, кто встречал узбекского лидера в аэропорту.
“В России кроме президента есть еще премьер, спикеры Гос­думы и Совфеда (Совета Федерации), 9 вице-премьеров, руководитель АП (администрация президента), секретарь Совета безопасности, министр иностранных дел, а встречать Шавката Мирзиёева в аэропорт поехали заместитель главы МИД России Григорий КАРАСИН, директор департамента государственного протокола Юрий ФИЛАТОВ и министр экономразвития Максим ОРЕШКИН... Тут остается только удивленно моргать”, - написал по этому поводу на своей странице в Facebook политолог Марат ШИБУТОВ.
Многие комментаторы в Интернете предположили: Кремль таким образом демонстрирует Мирзиёеву обиду за то, что он в качестве новоизбранного президента Узбекистана совершил официальный визит в Россию не в первую и даже не во вторую очередь (напомним, первой страной, куда полетел Мирзиёев, был Турк­менистан, второй - Казахстан, а Россия оказалась в этом списке лишь третьей).
Однако последующая встреча в Кремле показала: Шавкату Мирзиёеву в Москве очень даже рады.
- Первый ваш визит - самого высокого ранга по дипломатическим канонам. Конечно, здесь много формальных, чисто протокольных вещей, но еще важнее то, к чему мы подошли в ходе подготовки вашего визита, - приветствовал Владимир ПУТИН своего узбекского коллегу.
Результаты переговоров, по признанию обеих сторон, оказались просто фантастическими: был подписан блок из 55 документов в политической, торгово-экономической, инвестиционной, военно-технической, миграционной сфере, а также в области межрегио­нального сотрудничества, туризма и здравоохранения на общую сумму более 15 млрд. долларов. Часть документов “ценой” около $4 млрд. была подписана 3 апреля в посольстве Узбекистана в Москве.
Неудивительно, что Мирзиёев заявил: его делегация покидает Кремль окрыленной. А Путин в ответ назвал Узбекистан стратегическим партнером России.

От ЦАС к ЦАКС?
Так или иначе, очевидно одно: тот факт, что пути глав соседних государств в Москву лежат через Астану, говорит о многом. И в первую очередь о безусловном авторитете президента Казахстана Нурсултана НАЗАРБАЕВА в Центрально-Азиатском регионе. И не только здесь: стоит вспомнить Астанинский процесс по урегулированию сирийской проблемы, саммит ШОС, который пройдет в июне в нашей столице, недавно обретенное непостоянное членство Казахстана в Совбезе ООН и многие другие достижения на международной политической арене.
В этом контексте пышный, можно даже сказать грандиозный, прием, устроенный в Кремле в честь Мирзиёева, и авансы Путина насчет стратегического партнерства в Центральной Азии дают основания предполагать: российская администрация прекрасно видит ситуацию и весьма настороженно к ней относится.
Некоторые российские политологи предложили довольно-таки конспирологическую версию: дескать, страны ЦА вместе с Азербайджаном (куда, как известно, недавно ездил наш лидер) втихомолку пытаются создать “новый тюркский альянс” - Центрально-Азиатско-Кавказское сообщество (ЦАКС). “Согласно данным Программы развития ООН, в случае кооперации страны Центрально-Азиатского региона смогли бы повысить за неполные 10 лет региональный ВВП в два раза. За примером такой успешной кооперации далеко ходить не надо - достаточно посмотреть на страны Центральной и Восточной Европы. Им удалось выжать максимум дивидендов из присоединения к Европейскому союзу. И я думаю, что то сближение, которое мы сейчас наблюдаем между Узбекистаном, Казахстаном и Туркменистаном, - это начало интеграционного процесса, который может привести к созданию нового союзного объединения в регионе”, - заявил в одном из интервью российский аналитик Григорий СТАНОВСКИЙ.
Насколько вероятен такой расклад? Опрошенные нами политологи уже выражали сомнения в перспективности ЦАС (см. “Партнёры, но не союзники”, “Время” от 28.3.2017 г.). Тем не менее газета “Время” снова обратилась к экспертам.
По мнению Марата Шибутова, такие версии - идеи любителей теории мирового заговора.
- Никакого ЦАКС не может быть! Между странами региона есть очень большие противоречия, которые какими-то “тайными” переговорами не решить. Там слишком много всего завязано, - говорит политолог. - К примеру, как можно забыть несколько тысяч узбеков, убитых во время двух погромов в Оше? Или что делать с разногласиями по Каракумскому каналу? Как быть с неурегулированными границами в Ферганской долине?
- А зачем Назарбаев ездил в Азербайджан?
- Нужно решать вопросы с транспортировкой нефти! И, как мы видим по результатам встречи в Баку, этот вопрос был одним из самых главных.
В идею интеграции тюркских стран бывшего СССР не верит и Данияр АШИМБАЕВ. Впрочем, и в пышном приеме Мирзиёева в Москве известный политолог тоже не усматривает никаких намеков:
- То, что Москва подписала дюжину соглашений, не означает, что она тем самым пытается заключить военно-политический союз. Да и самим узбекам такой союз невыгоден. У них есть двусторонние отношения с Пекином, Анкарой и так далее. Поэтому ничего эпохального в этих соглашениях нет. Особенно если вспомнить, сколько за последнее время таких соглашений было подписано и сколько из них срывалось.
По словам Ашимбаева, нет ничего странного и в том, что Мирзиёев сначала поехал в Туркменистан.
- Существуют определенные протоколы, - напоминает он. - К примеру, ЛУКАШЕНКО (Александр, президент Белоруссии. - Р. Б.) после победы на выборах сначала едет в Москву, новоизбранные президенты России первый визит совершают в Белоруссию, США - в Канаду, а Франции - в Лондон или Берлин. Кроме того, у нас в Центральной Азии не так часто меняются президенты, чтобы выстраивать церемонии. Но главное, любые попытки создать какой-либо союз в Центральной Азии - тупиковые. Лидеры стран региона привыкли работать в двустороннем формате: узбеки - с киргизами, казахи - с узбеками, таджики - с туркменами и так далее. Каждый решает свои проблемы напрямую.
Эксперт по Центральной Азии Александр КНЯЗЕВ слухи о возможном создании ЦАКС назвал “полной ерундой”.
- Никакой интриги в последовательности визитов президентов нет, и никакого ЦАКС быть просто не может. А уж визит Назарбаева в Баку сюда вообще приплетать не стоит, - отрезал он.
В свою очередь политолог Ислам КУРАЕВ объясняет внезапную активность региональных лидеров тем, что они следуют примеру российского президента.
- Старт госвизитам на постсоветском пространстве дал Путин, остальные подхватили по ходу дела, - говорит Кураев. - Поэтому, я думаю, тут нет никаких заговоров. Что касается Мирзиёева, то после победы в президентской гонке он стоял перед выбором, куда направить вектор внешней политики - в сторону России или в сторону Запада. И, как мы видим, он выбрал первый вариант. Россия в свою очередь заинтересована в Узбекистане, отсюда и столь пышный прием г-на Мирзиёева в Кремле.
- Что касается визита Нурсултана Назарбаева в Азербайджан, то я уверен: он поехал туда за решением конкретных стратегических вопросов, в числе которых делимитация Каспия и транзит ряда продовольственных товаров через территорию Азербайджана. К слову, президент этой страны Ильхам АЛИЕВ испытывает большие симпатии к Турции, которая во всех вопросах поддерживает его. Так что любые интеграционные процессы с участием Баку возможны только под “чутким контролем” Анкары, - сказал Кураев.
Молодой политолог в отличие от его коллег не готов окончательно хоронить ЦАКС, но считает перспективы создания такого союза весьма призрачными.
- Ни одно государство региона сегодня не готово взять на себя лидерство в таком союзе, - говорит Кураев. - Это не позволяет сделать ни экономическая, ни политическая, ни военная, ни даже демографическая ситуация в наших странах. Тем не менее гипотетически вероятность появления такого союза существует. Я вижу два варианта развития событий. Первый - формально независимый союз ЦАКС, но под фактическим конт­ролем Москвы. И второй - союз реальный, направленный на ослабление влияния России в регионе. Но этот сценарий возможен только в том случае, если он будет выгоден Анкаре или Пекину.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото с сайта akorda.kz, Алматы

А тем временем

На днях агентство Associated Press сообщило, что представители 23 стран Азии проведут встречу в Исламабаде, на которой будет обсуждаться возможность создания блока, схожего с Европейским союзом.
Председатель верхней палаты парламента Пакистана Раза РАББАНИ обратился 14 марта к участникам встречи, призвав их сделать шаги для того, чтобы “судьба Азии не определялась капиталистическими западными” странами.

Поделиться
Класснуть