6281

Врачи общей площади

Что имел в виду министр здравоохранения Елжан Биртанов, когда сказал: медики могут в складчину снимать квартиры и там принимать пациентов

Это удивительное заявление прозвучало из уст главного врача страны в минувший вторник. Отвечая на критику премьера Бакытжана САГИНТАЕВА, касающуюся строительства помпезных дворцов-поликлиник, Елжан Амантаевич предложил вот такой весьма оригинальный выход из ситуации. Народ, конечно, удивился: как же это? Сидят врачи в типовой “двушке”, чаек попивают да больных принимают - так, что ли?

Мы, конечно, уже привыкли ко всему: то отменяют педиатров, то возвращают их обратно, говорят об иностранных клиниках, которые могли бы управлять отечественными больницами - и тут же отправляют (если не посылают) врачей в арендованное жилье. Что это? Не лихорадит ли министерство, которое заботится о нашем с вами здоровье?
- Я бы хотела пояснить, что Елжан Амантаевич имел в виду, когда говорил, что врачи могли бы снимать квартиры и принимать в них пациентов, - сказала “Времени” и. о. генерального директора Республиканского центра развития здравоохранения Айнур АЙЫПХАНОВА (на снимке), к которой мы обратились за комментариями. - Во-первых, речь идет только о врачах общей прак­тики (воп). Никто не говорит, что вне поликлиник могли бы принимать гинекологи или невропатологи, например. Они по-прежнему будут принимать только в специально оборудованных мед­учреждениях.
За границей, когда один или несколько вопов объединяются и ведут прием, это обычная практика. Действительно, они сами снимают для этого помещение. И тут я бы хотела сделать второе пояснение. Министр сказал, что наши врачи могли бы арендовать квартиры, но речь в данном случае шла о помещениях на первых этажах, официально переоборудованных под офисы, которые раньше действительно могли быть и квартирами. Все ведь знают, где и как работают частные стоматологи - в кабинетах на первых этажах жилых зданий. Вот примерно так же могут выглядеть и помещения, в которых будут принимать врачи общей практики. Главное, чтобы они были ближе к пациенту - это основная задача. Граждане не должны добираться в поликлинику, испытывая какие-то неудобства, врачи должны находиться рядом с ними. К тому же у человека появится выбор, куда и к какому врачу идти.
- Но ведь сейчас врачи общей практики по закону не могут вот так, как вы говорите, снять помещение и вести прием?
- Вы правы, не могут. Именно поэтому сейчас мы пересматриваем всю нормативно-правовую базу, касающуюся сферы медицины. И по возможности в ближайшее время хотим снизить существующие административные барьеры, которые упростят работу врачей. 70 процентов таких документов - это приказы, которые Минздрав может изменить самостоятельно, не вынося их на обсуждение в другие госорганы и мажилис.
- Как это будет происходить на практике? Врачи скидываются, снимают помещение, пациенты платят за прием, тем самым компенсируя медикам эти убытки?..
- Здесь тоже есть очень важный нюанс: такая практика может быть внедрена не раньше 2018 года, когда заработает система медицинского страхования. С этого момента такие расходы граждан на медобслуживание будут покрываться за счет медицинской страховки. То есть им не нужно будет ничего платить врачу общей практики, который решит заняться частным приемом. Те пациенты, у которых не будет страховки, по-прежнему пойдут в поликлиники. Никто не рушит действующую систему и не заставляет вопов уходить из государственных медучреждений - они сами должны будут сделать выбор.
- Вы не боитесь, что у вас в поликлиниках не останется вопов?
- Да, кто-то, конечно, уволится, но ведь и пациентов в государственных поликлиниках станет меньше - они уйдут к таким врачам общей практики. А деньги пусть получает тот, кто лучше лечит. Это нормальная практика.
- Айнур Токсановна, Минздрав постоянно фонтанирует идеями. Мы, пациенты, не успеваем следить за теми изменениями, которые, заботясь исключительно о нашем благе конечно, готовят чиновники от медицины. Складывается впечатление, что вас бросает из крайности в крайность. И вы уже сами не знаете, что бы еще предложить и сделать. Что на это скажете?
- На самом деле у нас есть очень стабильный процесс планирования, который закреплен государственной программой “Денсаулык” на 2016-2020 годы. Ей мы и следуем. Наверное, вы правы в том, что с нашей стороны есть недоработки. Не нужно забывать, что 40 процентов успеха реализации любой программы зависит от информированности населения. Мы, несмотря на то, что пишем нужные программы, недостаточно времени уделяем разъяснительной работе. Но нужно понимать, что сейчас идет период разрушения стереотипов. Мы хотим изменить систему во благо интересов пациентов, и это может вызывать некоторое непонимание и даже страх у людей. Нам же нужно сделать все, чтобы его не было.

Комментарий в тему

Бахыт ТУМЕНОВА, президент общественного фонда “Аман-саулык”:
- Это хорошая идея, но запоз­далая. О том, что врачи должны принимать на небольших участках, расположенных в непосредственной близости к пациентам, а не сидеть в поликлиниках, до которых еще нужно добраться, говорили еще в конце 90-х. Тогда началось развитие семейной медицины, которая должна была обеспечить доступность первичной медицинской помощи как раз таки через разветвленную сеть небольших семейных амбулаторий. Но тогда начался период деньгопада, министерствам нужно было во что бы ни стало осваивать средства, которые им выделяли. И они, движимые присущей нам гигантоманией, стали с рвением строить те самые “дворцы-поликлиники”, больницы, закупать дорогостоящее оборудование, которое потом простаивало. Сейчас кризис. И мы снова вспомнили про семейные амбулатории.
Все это результат уже ставшей привычной непоследовательности. Из-за нее наши реформы, и не только в системе здравоохранения, иногда напоминают движение человека, который хорошо выпил с друзьями и теперь идет домой. Его заносит то вправо, то влево, потом он пятится назад, ударяется о столб, в итоге падает в лужу, кое-как встает...
Нет четкого видения того, куда мы идем и что хотим в итоге сделать, - вот в чем наша главная беда! Начинается какая-то реформа - нас уверяют, что она изменит систему к лучшему, потом в очередной раз меняется команда - и новый руководитель говорит, что раньше мы шли не в том направлении, предлагает что-то свое. Итог известен: люди, ради которых это, казалось бы, и затевается, давно устали от реформ. А само правительство и Минздрав, в частности, в какой-то мере стали заложниками того самого деньгопада, о котором я упоминала, и вынуждены исправлять его последствия.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и с интернет-ресурсов, Алматы

Поделиться
Класснуть