6956

Орган несовместимости

Покупатель почки у донора, умершего в результате операции, не сядет в тюрьму и не будет погашать нанесенный ущерб семье погибшего

В Алматы вынесен приговор по громкому делу о нелегальной покупке человеческого органа, о котором наша газета писала еще в начале года. В городской клинической больнице № 7 ровно год назад, 7 декабря 2016-го, была проведена операция по пересадке почки, а через месяц с небольшим донор Ержан КУЛБАЕВ скончался в реанимации. Свой орган он продал реципиенту Азизжану ПАЛТАЕВУ за 10 000 долларов, но воспользоваться деньгами не успел: у Кулбаева не прекращалось кровотечение, и после многочисленных операций он умер (см. “Почка невозврата” и “Почковтирательство”, “Время” от 17.1. и 22.3.2017 г.). И вот спустя длительное время дело о незаконном изъятии органов дошло до суда.

Оказавшийся на скамье подсудимых Азизжан Палтаев рассказал, что на преступление его толкнуло резко ухудшившееся здоровье. В августе 2016 года ему стало плохо, “скорая” привезла его в больницу, где после углубленного осмотра врачи сообщили 30-летнему мужчине неутешительный диагноз: отказ почек. Это был вопрос жизни или смерти. Поначалу Палтаев не поверил докторам и отправился на диагностику в Южную Корею, но там эскулапы только подтвердили заключение своих казахстанских коллег. Больной начал лечение с помощью гемодиализа, но процедуру переносил плохо. Вот тогда и встал вопрос пересадки органа.
Первым делом свою помощь Азизжану предложили его ближайшие родственники - чаще всего именно родные становятся донорами. Однако ни один из них не подошел по результатам анализов. Тогда Палтаев начал искать жизненно важный орган по объявлению. На сайте kz24.net публикуются десятки предложений по продаже того или иного органа - вот там-то покупатель и нашел Ержана Кулбаева, 27-летнего отца двоих детей, чья жена на тот момент ждала третьего ребенка.
Супруга донора рассказала, что решение продать орган они приняли вместе с мужем. Деньги им были нужны, чтобы отдать долги и купить машину. Сначала они хотели выставить на продажу почку жены и даже нашли покупателя - женщину из Астаны. Она прошла тест на совместимость, врачи разрешили пересадку, но потом выяснилось, что супруга Ержана беременна, и пришлось отказаться от операции. А в ноябре прошлого года Кулбаеву по объявлению позвонил Азизжан Палтаев, и они сразу договорились о цене - свою почку Ержан оценил в 10 000 долларов.
В начале декабря Палтаев и Кулбаев легли на обследование в 7-ю городскую клиническую больницу Алматы, и врачи разрешили пересадку. “Сделку” по купле-продаже органа оформили у нотариуса как безвозмездную передачу, и перед операцией Ержан получил аванс - 1100 долларов.
Как рассказал в суде заведующий отделением плановой хирургии ГКБ №7 Муса САХИПОВ, все три этапа операции по трансплантации почки проводил он сам: сначала был изъят орган у донора, затем почка была обработана и пересажена реципиенту. Но перед тем, как оба пациента отправились в операционную, док­тор неоднократно проводил с ними беседу, даже встречался с супругой Кулбаева, а также получил письменное согласие на хирургическое вмешательство. О том, что реципиент купил орган, врач, по его словам, не знал. Ему пациенты заявили, что являются дальними родственниками. И никто в больнице не стал допытываться, родственники ли они - донор и реципиент...
После пересадки органа донору Кулбаеву стало плохо не сразу. Сначала он получил оставшуюся сумму в размере 8900 долларов от Палтаева и даже готовился к выписке, но затем неожиданно почувствовал недомогание. Поначалу врачи подозревали, что он подхватил какой-то вирус, что и сказалось на общем состоянии организма. Однако затем потребовалось еще одно хирургическое вмешательство, поскольку у Ержана открылось кровотечение. Потом еще одно и еще... Кулбаеву было сделано в общей сложности 12 операций, но спасти пациента врачи так и не смогли.
Причину смерти установила судебно-медицинская экспертиза. Как указано в уголовном деле, “причиной смерти гр. Кулбаева Е. К. является общая интоксикация организма в результате нагноения гематомы забрюшинного пространства, образовавшегося в результате кровотечения в ложу почки из недостаточно изолированного артериального сосуда, пересеченного при проведении донорской мануально-ассистированной лапароскопической уретронефректомии слева, на фоне многократных повторных полосных операций с развитием абдоминального сепсиса”.
Если упростить эту сложную формулировку, то ситуация была такова: после пересадки почки у донора продолжалось кровотечение из одной артерии, а врачи не сумели ее перекрыть. Но и это еще не все. В брюшной полости Ержана Кулбаева эксперты обнаружили инородное тело - трикотажное изделие. Поначалу следствие предположило, что это могла быть часть марлевой салфетки или тампона, используемого при операциях. Затем возникли и другие версии. Но вот что это было, выяснить в итоге так и не удалось.
Судья Бейнегуль КАЙСИНА из Алмалинского райсуда по уголовным делам, опираясь на данные следствия, пришла к выводу, что между покупкой органа Азизжаном Палтаевым и смертью Ержана Кулбаева нет прямой причинной связи. Донор умер, вероятнее всего, в результате врачебной ошибки. А действия докторов в данный момент изучают в рамках другого уголовного дела, которое до суда еще не дошло. В связи с этим суд посчитал возможным исключить из числа потерпевших родителей погибшего донора - Култая КУЛБАЕВА и Куралай НАРЕСБАЕВУ. Соответственно, и их требования по возмещению морального и материального ущерба в размере 16,5 млн. тенге были отклонены.
Никакого наказания за незаконную покупку почки не понес и подсудимый Азизжан Палтаев. Суд признал его виновным в совершенном преступлении, но поскольку он имеет инвалидность I группы, то освобождается от уголовного преследования в результате амнистии, объявленной в связи с 25-летием независимости страны. Вот ведь какая ирония судьбы: именно 16 декабря, в день праздника, Ержан Кулбаев должен был выписаться из больницы после операции, но ему неожиданно стало плохо….

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть