3629

И тебя вылечат. И меня?

Почему в Минздраве решили сократить список социально значимых заболеваний? Экономят? И как это отразится на пациентах? На эти и другие вопросы нашей газеты ответил управляющий директор по стратегии и методологии НАО “Фонд социального медицинского страхования” Серик ТАНИРБЕРГЕНОВ (на снимке).

- Министерство здравоохранения совместно с экспертами разрабатывает новую модель гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП). Сейчас подготовлен соответствующий законопроект, который проходит согласование в государственных органах, - говорит он. - Если его примут, то с учетом введения обязательного медицинского страхования в Казах­стане будут две конфигурации пакетов медпомощи. В связи с этим и появилась информация о сокращении списка социально значимых заболеваний, но она вырвана из контекста. Да, сейчас в нем 13 групп диагнозов. Предлагается оставить ВИЧ-инфекцию, туберкулез, психические и наркологические, онкологические заболевания. Почему именно их?
Во-первых, это особые заболевания, для ведения которых существует параллельная инфраструктура. Допустим, психиатрические, наркологические или противотуберкулезные диспансеры и т. д. Все они находятся под особым регулированием государства. Например, в отношении туберкулеза, психических и наркологических заболеваний существуют меры принудительного лечения, которые предусмотрены законом. Если говорить о ВИЧ-инфекции, то есть административное и уголовное наказание за отказ от лечения и намеренное распространение ВИЧ. Особенность онкологии в том, что ее лечение чрезвычайно дорого, вряд ли человек сможет оплатить его самостоятельно. Лекарства, применяемые для лечения этих групп болезней, находятся под специфическим регуляторным конт­ролем.
- А все остальные - сахарный диабет или ДЦП - менее важны? Так, что ли?
- Никто об этом не говорит. Названные заболевания переносятся в перечень заболеваний, подлежащих динамическому наблюдению. Объясню, что это означает. Есть заболевания, которые могут управляться на уровне участкового врача поликлиники. Если вести правильный образ жизни, регулярно принимать лекарства, выполнять рекомендации врача, то можно годами жить полноценно, без ухудшения состояния здоровья и развития критических осложнений. То есть пациент сам может контролировать течение своего заболевания. В основном речь идет о хронических неинфекционных заболеваниях - артериальной гипертонии, бронхиальной астме, сахарном диабете, о котором вы упомянули. Опасения, что сокращение переч­ня социально значимых заболеваний лишит человека доступа к медицинской помощи и лекарственному обеспечению, совершенно необоснованны. Граждане будут получать помощь в том же объеме. Например, выдача бесплатных лекарств регулируется совершенно другим документом - приказом № 666. В нем есть различные заболевания, а не только те, которые входили в перечень социально значимых.
- Если ничего не меняется, зачем тогда вообще нужно было сокращать этот перечень, будоражить народ? Пусть он и оставался бы прежним. Должен же быть какой-то смысл в вашем решении?
- Нам нужно было четко определить, какие диагнозы на самом деле являются социально значимыми. Впервые этот термин появился во второй половине 90-х годов, когда финансирование здравоохранения было на крайне низком уровне. В законе “Об охране здоровья граждан” специально указали, что пациенты с социально значимыми заболеваниями обеспечиваются медицинской помощью и лекарствами, подлежат обязательной диспансеризации и т. д. По мере наполнения системы здравоохранения деньгами это понятие утратило свою актуальность. Той смысловой нагрузки, которая была ранее, этот список уже давно не несет и не дает преимуществ при оказании медпомощи.
- То есть людей пугает отмена формулировки, некоего особого статуса?
- Так и есть. Видимо, дело только в этом. Повторяю: если говорить о доступе к медицинской помощи, для пациентов ничего не изменится. Основаниями для ее получения является не список социально значимых или других болезней, а гарантированный объем бесплатной медицинской помощи.
- Складывается впечатление, что Минздрав любыми способами пытается сократить расходы, готовясь к внедрению медстрахования. Чиновникам нужно сделать так, чтобы тех денег, которые будут поступать в фонд, хватало на финансирование услуг застрахованным гражданам. Может, и сокращение списка социально значимых заболеваний всего лишь попытка сэкономить?
- Объем финансирования этих заболеваний остается прежним. Дело не в том, что Минздрав пытается сократить имеющиеся расходы.
Мы понимаем, что есть огромный дефицит средств, которых не хватает, для того чтобы система могла выполнять свои обязательства. По последним данным, затраты граждан на медуслуги и приобретение лекарств составили в прошлом году 678 миллиардов тенге. Половина средств (как минимум 340 миллиардов) - это дефицит, связанный с теми услугами, которые граждане должны получать в рамках ГОБМП, то есть бесплатно.
Мы прогнозируем, что с внедрением медстрахования эта цифра сократится, но пока сложно сказать, на сколько именно. Я хотел бы заострить внимание на одной особенности новой модели ГОБМП. В действующем законе предусматривается, что с 2020 года помощь в поликлиниках будет предоставляться незастрахованным только при социально значимых заболеваниях.
Представьте, гражданин не платит взносы и начинает болеть - кашляет. Он не знает, бронхит у него, туберкулез или симптомы сердечной недостаточности. Этот человек не сможет попасть в поликлинику, ведь он не застрахован и у него нет установленного диагноза, например социально значимого туберкулеза, при котором помощь оказывается бесплатно. Когда этот кашель превратится в кровохарканье и легочное кровотечение, его экстренно (а такая помощь будет бесплатной) госпитализируют и начнут спрашивать: где вы все время ходили? почему довели себя до такого состояния? Этого нельзя допускать. Поэтому та редакция закона, которую предлагаем мы, говорит о том, что первичная поликлиническая помощь абсолютно бесплатна для всех независимо от статуса.
- Поэтому и переходного периода, о котором речь шла изначально, не будет?
- Нет, нам не нужно будет бегать за людьми и говорить: заплатите свой взнос, иначе при кашле вы не попадете в поликлинику.
- То есть мы создаем такую модель медицинского страхования, при которой, в общем-то, необязательно будет платить взносы?
- Нет, почему? Страховые взносы обязательны, и их нужно будет платить, ведь будет медицинская помощь, которая повышает уровень обслуживания и качество медицинских услуг. В страховом пакете будут заболевания, не охваченные пакетом ГОБМП. Например, дорогостоящие диагностические услуги, реабилитация, которые сейчас чрезвычайно недофинансированы.
- А разве этим можно воспользоваться? Допустим, у нас есть достаточное количество реабилитационных центров.
- Мы будем закупать эти услуги в том числе и в частных организациях. Сейчас наши граждане тратят на реабилитацию порядка 11 миллиардов тенге в таких центрах. Сначала это будут относительно простые услуги - массаж, лечебная физкультура, а в последующем этот перечень будет расширяться. Но в любом случае мы должны сделать так, чтобы граждане реально могли получить помощь, предусмотренную и ГОБМП, и пакетом для застрахованных, и не платить за то, что в них есть. Поэтому будем направлять средства на покупку тех услуг, по которым сейчас есть дефицит.
ГОБМП, который будет предоставляться всем без исключения гражданам независимо от социального статуса и того, платят они взносы или нет:
- скорая помощь;
- санитарная авиация;
- первичная медико-санитарная помощь (то есть консультации участковых врачей поликлиник);
- вся экстренная стационарная помощь и экстренная стационарозамещающая помощь;
- паллиативная помощь.
Пакет медицинской помощи в рамках системы страхования: помимо услуг, указанных выше, застрахованным гражданам будут предоставляться:
- консультативно-диагностическая помощь (услуги узких специалистов, диагностика, в том числе дорогостоящая);
- амбулаторное лекарственное обеспечение;
- плановая стационарная и плановая стационарозамещающая помощь при социально значимых заболеваниях и заболеваниях, подлежащих динамическому наблюдению;
- медицинская реабилитация.
Каждый из этих списков будет, как обещают разработчики, детальным, с четким указанием условий получения медицинской помощи, перечислением необходимых диагностических и лабораторных услуг. Он появится в третьем квартале этого года. Сначала его разместят на интернет-ресурсах, чтобы обсудить с общественностью.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и предоставлено Сериком ТАНИРБЕРГЕНОВЫМ, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее