4039

Им хлеба не надо?..

Недолго радовались североказахстанские аграрии легкой уборке и небывалому урожаю. Продовольственная корпорация в начале осени пообещала хорошую цену, а теперь отказывается покупать зерно. Главный покупатель пшеницы заявил сельчанам, что у него нет денег.
В Северо-Казахстанской области в этом году побили все рекорды. Собрали 5,6 млн. тонн пшеницы, впервые за долгое время здесь созрел даже второй класс. Но сейчас это богатство лежит на складах. А аграрии в панике ищут покупателей - горят сроки погашения кредитов.
- Раньше продкорпорация закупала в нашей области в среднем 2,5 млн. тонн пшеницы, а в этом году взяли лишь 300 тысяч тонн. Берут только редкий второй класс, да и то всего по 42 тысячи тенге за тонну! - сетует председатель областного филиала Союза фермеров Нияз ИБРАЕВ. - Я специально поехал туда, чтобы выяснить, почему такая ситуация. И получил ответ: денег нет, пшеница нам не нужна.
Так называемый государственный резерв не пополняется уже несколько лет, его достаточно. Продкорпорация осуществляет лишь коммерческий закуп. На ее цены обычно ориентируются и зерновые трейдеры. А сейчас перекупщики ездят по селам и забирают отличное зерно по дешевке. Деваться крестьянам некуда.
- У меня на элеваторе лежит второй класс, его не отдаю, - восклицает Мухаметжан ЛУКПАНОВ. - А остальное продал с площадки: третий класс всего за 32 тысячи, четвертый - за 30 тысяч, неклассное зерно - за 28 тысяч тенге. На каждой тонне потерял по 8-9 тысяч. Я в 90-е годы лучше жил: зерно продавал, рассчитывался с людьми и еще на посевную и уборку хватало. А сейчас каждый год беру по 55 млн. тенге (кредита. - У. А.), и третий год с убытками! Почему пшеница стоит 35 тысяч? Она 60 тысяч должна стоить! А сейчас государство вообще никакую не берет.
Кроме государственного оператора североказахстанское зерно покупают еще и россияне. Но в этом году не едут и оттуда: у них самих 119 млн. тонн, гораздо больше, чем обычно. Своими объемами они перекрыли для казахстанского зерна рынок Китая и Турции.
Помочь агропредприятиям, многие из которых и села в Северном Казахстане содержат, власти не могут. И сейчас лишь агитируют сеять больше масличных. На них цена высокая. И пока есть спрос.
- Мы вот как говорим, - продолжает Лукпанов, - если не боишься обанкротиться, либо в карты играй, либо налево ходи, либо сельским хозяйством занимайся! Хлеба нам теперь не надо, что ли? А что мы есть-то будем!

Ульяна АШИМОВА, фото с интернет-ресурсов, Северо-Казахстанская область

Поделиться
Класснуть