4414

Пункт небезопасности

Почему в Казахстане растет количество авиапроисшествий?

В начале декабря самая крупная авиакомпания страны “Эйр Астана” (Air Astana) снова оказалась в центре скандала: при выполнении рейса из аэропорта Алматы выкатился со взлетно-посадочной полосы “Боинг”, направлявшийся в Бангкок. Никто из пассажиров не пострадал, хотя им пришлось некоторое время провести в терминале, ожидая смены самолета, а так и невзлетевший лайнер несколько часов вытаскивали из грязи. После этого в авиационных кругах развернулась дискуссия по поиску виновного: кто же допустил роковую ошибку - пилот, слишком сильно разогнавший самолет перед разворотом, или наземные службы аэропорта, не убравшие лед с полосы? Ответ на этот вопрос еще не найден, поскольку не завершено расследование инцидента. Однако многие обратили внимание, что “Эйр Астана”, славящаяся своим комфортом и безопасностью, все чаще попадает в неприятные ситуации. Так что это - череда совпадений или все-таки тенденция?

Год 2016-й получился для лидеров гражданской авиации довольно спокойным: у “Эйр Астаны” согласно отчету профильного комитета (КГА) произошло 24 авиационных события, из них семь - это столкновения с птицами, а десять связаны с конструктивно-производственными недостатками. “СКАТ” (SCAT) допустил меньше всего огрехов - всего пять ЧП за весь год. Даже у компании “Бек Эйр”, третьего игрока на отечественном рынке пассажирских авиаперевозок, чрезвычайных событий было семь. Правда, одно из них стоит особняком: все помнят, как 27 марта “Фоккер-100”, летевший из Кызылорды в Астану, был вынужден совершить посадку без переднего шасси. Командир экипажа Дмитрий РОДИН посадил лайнер так мягко, что никто из пассажиров не пострадал, целым остался и самолет. Впоследствии летчик получил из рук президента орден “Халык Кахарманы” за спасение более 100 жизней.
А вот год 2017-й складывается для отрасли иначе. Во-первых, произошла целая череда катастроф в малой авиации, да еще и с человеческими жертвами. А во-вторых, заметно просели показатели и у крупнейших авиакомпаний. У той же “Эйр Астаны” за первых десять месяцев года зафиксировано 31 событие - то есть на семь больше, чем годом ранее! И это еще без учета того “Боинга”, севшего в грязь Алматинского аэропорта. Причем у компании, считающейся эталоном авиационной безопасности Казахстана, из трех десятков авиа­событий лишь девять - столкновения с птицами, от которых никак не увернешься. А все остальное - проблемы с техникой, личностные факторы либо причины, которые в комитете гражданской авиации не классифицируют. По семи эпизодам расследования еще не закончены, поэтому делать вывод, кто или что виновато - сотрудники или техника, пока рано. Но рост аварийности на 30 процентов не может не настораживать.
Удвоил цифры и “СКАТ”: в 2016 году было пять ЧП, а в 2017-м, который еще не закончился, - уже 11! И лишь “Бек Эйр” держится пока в прошлогоднем графике.
Настораживает, что сразу же скакнули цифры у новичка на рынке пассажирских перевозок компании Qazaq Air: сразу девять нештатных авиасобытий в еще незавершившемся году. При этом у компании, принадлежащей “Сам­руку”, был дикий скандал с пьяным летчиком, которого не пустили в рейс медики Атырау, а также очень жесткая посадка в Шымкенте, после которой были обнаружены серьезные повреждения в хвостовой части самолета. Будем надеяться, что оставшаяся до конца года неделя никаких корректив в эту статистику уже не внесет.
В чем же причина участившихся инцидентов в гражданской авиации Казахстана? Наверное, лучше других на этот вопрос могут ответить Питер ФОСТЕР, первый руководитель “Эйр Астаны”, или Владимир ДЕНИСОВ с Владимиром СЫТНИКОМ, совладельцы “СКАТа”. Или CEO Qazaq Air Блэр ПОЛЛОК - вроде и иностранцы рулят этой авиакомпанией, и самолетики у них совершенно новые, да и летают меньше, чем другие, но почему-то сразу девять инцидентов... А знаете, что объединяет всех трех авиаперевозчиков? Два первых уже не один год хвастаются прохождением международного аудита IOSA, а Qazaq Air начал этот процесс в текущем году.
Как утверждают иностранные специалисты, аудит IOSA чуть ли не главная защита авиакомпаний от разного рода происшествий. Однако, как показывает упрямая статистика, наличие сертификата о прохождении данной проверки не спасает казахстанские авиакомпании от неприятных инцидентов. Напротив, наблюдается явная тенденция к росту различного рода ЧП!
Судя по всему, понимают это и в правительстве. На одном из ноябрьских совещаний в Министерстве национальной экономики как раз обсуждался вопрос аудита IOSA, без прохождения которого нашим авиакомпаниям запрещают совершать коммерческие полеты. Таковы правила, установленные нашими чиновниками. Так вот на том совещании под председательством вице-министра Серика ЖУМАНГАРИНА было принято решение рекомендовать комитету гражданской авиации внести предложение об исключении наличия сертификата IOSA из правил допуска авиакомпаний к выполнению коммерческих рейсов, утвержденных постановлением правительства. То есть чиновники, сначала предложившие сделать международный аудит обязательным в Казахстане, теперь поменяли свое мнение!
А сразу же после того совещания в адрес Жениса КАСЫМБЕКА, главы Министерства по инвестициям и развитию (именно в структуре этого ведомства находится КГА), пришло письмо от Джордана КАРАМАЛАКОВА, регионального менеджера Меж­дународной ассоциации воздушного транспорта (IATA) в Центральной Азии. И он чуть ли не требует, чтобы комитет гражданской авиации Казахстана не трогал норму об обязательном прохождении негосударственного аудита. Вот всего лишь одна цитата из письма г-на Карамалакова:
“Мы продолжаем настаивать, что прохождение аудита IOSA для любой авиакомпании вносит существенный вклад прежде всего в создание культуры нетерпимости к нарушениям и к функционированию системы безопасности внутри предприятия. Это сказывается и на деятельности конт­ролирующих органов, которым необходимо уделять меньше ресурсов для проверки операторов, входящих в реестр IOSA, и таким образом иметь возможность обратить большое внимание на деятельность остальных операторов, в том числе так называемой малой авиации”.
То есть представитель международной ассоциации пытается командовать целым казахстанским министром! Не важно, что вы там решаете на своих совещаниях. Не важно, что показывает ваша статистка. Главное, что мы продолжаем настаивать!
Безусловно, у Жениса Касымбека есть свое мнение, нужен ли казахстанской авиации негосударственный аудит или достаточно контроля со стороны комитета гражданской авиации. Но министру по инвестициям и развитию, волею судьбы ответственному за авиационную отрасль, лучше бы разобраться, почему у авиакомпаний с сертификатами безопасности IOSA растет число авиапроисшествий. И наказать тех, кто плохо делает свою работу в КГА. Глядишь, и “Боинги” перестанут выкатываться со взлетно-посадочных полос, и “бомбардиры” перестанут биться хвостами о землю. Как мы видим, контроль со стороны международных проверяющих ни “Эйр Астане”, ни “СКАТу” почему-то не помогает.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Дениса КРИВОШЕЕВА с сайта facebook.com, Алматы

Поделиться
Класснуть