5838

МАЙНфин

В недрах ведомства, отвечающего за государственную казну, тайно добывали криптовалюту

Любовь к криптовалюте и жажда легкой наживы поражают умы все большего числа казахстанцев. И если одни пока что довольствуются простыми аферами по продаже несуществующих биткоинов, как это делал, к примеру, алматинец Тимур БИКЖАНОВ (см. “Тимур и его биткоины”, “Время” от 25.1.2018 г.), то другие поправляют свое финансовое положение с помощью государственных ресурсов.

Как сообщила вчера пресс-служба Комитета национальной безопасности, налоговики из четырех областей страны, не стесняясь, майнили (добывали) криптовалюту, используя серверы Министерства финансов, а также свои служебные компьютеры. Что называется, ковали виртуальные деньги, не отходя от рабочего места.
Противоправная деятельность осуществлялась сотрудниками IT-подразделений департаментов государственных доходов Карагандинской, Атырауской, Актюбинской и Северо-Казахстанской областей.
“В майнинге криптовалют были задействованы серверы информационных систем самих департаментов, их районных подразделений, а также наиболее производительные служебные компьютеры сотрудников”, - говорится в релизе КНБ.
Сообщается, что айтишники скрытно установили на серверы и компьютеры специальные программы-майнеры для добычи криптовалют, что “снижало скорость обработки информации и приводило к замедлению их работы”.
Неизвестно, как долго сотрудники ДГД стригли интернет-зелень, не отходя от служебной розетки, сколько намайнили и успели ли обналичить криптовалюту. Также не сообщается, работали коллеги разных областей отдельно друг от друга или совместно.
Сегодня ответственность за скрытый майнинг не прописана в законах. Поэтому комитетчики расследуют это уголовное дело по статьям 207 (“нарушение работы информационной системы или сетей телекоммуникаций”) и 210 (“создание, использование или распространение вредоносных компьютерных программ и программных продуктов”) УК. Налоговикам грозит штраф до 3000 МРП, ограничение свободы на срок от двух лет или лишение ее на срок от 2 до 10 лет.
Стоит отметить, что в Казахстане это первый прецедент добычи криптовалюты на рабочем месте, а в мире это явление широко распространилось еще с 2011 года.
В истории с майнерами из Минфина интересен один вопрос: как они смогли получить доступ к вычислительным системам и куда смотрели те, кто призван отвечать за информационную безопасность этого ведомства?
Увы, вразумительного ответа из Минфина мы не получили. Там отделались, как обычно, отпиской:
“В настоящее время комитетом государственных доходов Министерства финансов проводится служебная проверка касательно озвученной КНБ информации. При этом в соответствии со статьей 201 УПК РК информацию о ходе расследования уполномочен давать только орган уголовного преследования по согласованию с прокурором. В связи с этим мы не уполномочены подтверждать или опровергать озвученные факты. Вместе с тем сообщаем, что угрозы информационной безопасности Комитета и всего Министерства финансов нет. Что касается профилактической работы, то соответствующие беседы о Кодексе этики госслужащего, включая противозаконность использования ресурсов государства в личных целях, будут проведены на всех уровнях Министерства финансов”, - говорится в официальном ответе пресс-службы комитета госдоходов.
Между тем эксперты предупреждают: если вдруг ваши компьютеры стали сильно виснуть и шуметь или вам пришел необъяснимо возросший счет за электричество - это первый признак того, что на работе кто-то майнит. “Подложить” специальную программу соседу (или коллективу) можно под видом обычного файла.

Тогжан ГАНИ, фото с интернет-ресурсов, Астана

Поделиться
Класснуть