4192

В погоне за Россией

Вопреки президентскому поручению уже с нового года нам готовят очередной рост тарифов на электроэнергию.

В недавнем Послании президента народу Казахстана стратегический курс на повышение благосостояния населения сопровождается поручением правительству в очень короткий - трехмесячный срок - навести порядок в тарифах на услуги ЖКХ и естественных монополий. При этом конкретно указано, что именно нуждается в наведении порядка: тарифообразование и расходование собранных с потребителей средств до сих пор непрозрачно, отсутствует эффективный мониторинг и контроль инвестиционных обязательств монополистов. Это важно, говорится в Послании, поскольку приводит к росту издержек для бизнеса, снижению реальных доходов людей. Не хочу вас расстраивать, но правительство явно гребет в противоположную сторону.
Так, с нового года (как раз к установленному главой государства трехмесячному сроку) нам светит принципиально новая надбавка к тарифам на электроэнергию - в связи с вводом рынка электрической мощности. Насколько сразу вырастут тарифы, сказать не могу - все делается (как и отметил глава государства) совершенно непрозрачно. Судя по просачивающимся сведениям, тариф потяжелеет процентов на 10-15. В любом случае вводятся принципиально новая дополнительная методология, нормативная база и под них - вся организационная структура, что позволит в любой момент “догрузить” тарифы надбавками любой величины.
Поясню. Рынок электроэнергии, в котором мы с вами живем, был создан в нынешнем его виде еще в конце 90-х годов приснопамятным Мухтаром АБЛЯЗОВЫМ - в бытность того министром энергетики. И этот рынок при всей его непрозрачности и неконтролируемости (при скрытом под этой непрозрачностью лоббистским распределением пониженных тарифов для “избранных” потребителей и повышенных для прочих) все же торгует реальным товаром - фактически производимой и потребляемой электроэнергией. Тогда как новация по рынку мощности - это продажа потребителям… несуществующего. Иначе говоря, потребительские тарифы теперь будут догружаться еще надбавками, предназначенными для финансирования строительства новых электростанций или модернизации уже существующих с целью увеличения их генерации.
Что ж, дело, конечно, нужное. Ведь такое - фактически принудительное - потребительское финансирование является феноменально дешевым - беспроцентным и к тому же не застрахованным от девальвационных рисков. По сравнению с коммерческим банковским кредитованием это просто манна небесная, дарованная правительством хозяевам создаваемых или расширяемых электростанций. Вы спросите: разве в конечном итоге не принесет пользу потребителям? Да могло бы принести… если бы не несколько “но”.
Во-первых, правительство снимает с потребителей дополнительные деньги в пользу… частных собственников. Каковыми в большинстве своем являются владельцы-акционеры предназначенных к строительству или расширению электростанций. Будь электростанции государственными, тогда повышение генерирующих возможностей национальной энергосистемы за счет складчины всех потребителей было бы естественным и логичным, включая соблюдение конституционных и законодательных гарантий имущественных и инвестиционных прав граждан и хозяйствующих субъектов. Но принудительное инвестирование в пользу частных структур и их хозяев (при всем уважении к просматривающимся за ними далеко не рядовым персонам) - штука уж больно сомнительная.
Во-вторых, брать с потребителей деньги на создание дополнительных генерирующих мощностей логично, если существующих уже недостаточно или если этот недостаток прогнозируется в более короткие, чем продолжительность строительства, сроки. Но в Казахстане сейчас большой профицит генерации - свободны примерно 3 тысячи МВт, или от 15 до 20 процентов имеющейся мощности. Поэтому в следующие три-четыре года дефицит рынку явно не грозит. Из-за этого, кстати сказать, заморожено строительство блока № 3 недостроенной еще коммунистами Экибастузской ГРЭС-2. По той же причине все последние 15 лет затягивается строительство Балхашской ТЭС (которую под именем Южно-Казахстанской ГРЭС не только планировалось, но даже начинали строить - еще при советской власти).
Что же мы имеем в сухом остатке? Запускаемый в следующем году рынок мощности, не создавая де-факто никакой новой генерации, неизбежно станет тянуть из карманов потребителей весьма солидные деньги. Для начала планируются примерно 90-100 млрд. тенге.
Сегодня все восемь десятков электростанций Казахстана готовятся продавать свой товар на новом энергорынке. Более того, известен уже и предельный тариф - 700 тысяч тенге за каждую обещанную единицу мощности. Уследить же за тем, сколько на самом деле прибавила конкретная ТЭЦ или ГЭС, вряд ли получится...
Спрашивается: для чего все-таки затеян рынок мощности, почему правительство балуется, как ребенок со спичками, с грядущим повышением тарифов, невзирая на прямо противоположное поручение Елбасы?
Ответ простой: потому что в том же 2019 году планируется согласование правил и начало работы общего рынка электроэнергии Евразийского союза, а в России рынок мощности уже есть! Вот родной кабмин и пытается в спешке нагнать упущенное.
Спросите: что значит “упущенное”? Отвечу: в принятом еще в 2015 году президентском Плане нации “Сто конкретных шагов” значился шаг 50-й: “Реорганизация отрасли электроэнергетики. Введение модели “единого закупщика”. Это позволит сгладить различия в тарифах на электроэнергию между регионами”.
Так вот, единого закупщика на рынке электроэнергии до сей поры так и нет. Зато от тарифной пестроты на нем - по регионам и по видам потребителей - рябит в глазах! Рынок же мощности со своими надбавками спешно нахлобучивается поверх всей этой тарифной ноши. Расхлебывать которую - уж не сомневайтесь! - придется потребителям, то бишь нам с вами.

Пётр СВОИК, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы


Поделиться
Класснуть