Знай наших!

Знай наших!Шухрат МИТАЛИПОВ, 48-летний американский ученый, чье имя уже две недели не сходит со страниц мировой прессы, оказался нашим земляком.

- Шухрат, вы взбудоражили мир, газеты пишут: “Ученым удалось, как никогда, близко подойти к клонированию человека. Впервые проведен удачный эксперимент по клонированию примата - макаки-резуса”. “Миталипов получил в США линии эмбриональных стволовых клеток”.
Как вы отметили победу?
- Вообще-то это два разных открытия.
Первое - стволовые клетки можно получить путем репрограммирования старых клеток, взятых из кожи взрослых приматов (так, во всяком случае, мы назвали наш новый метод), - было опубликовано два года назад. А сам проект мы завершили более трех лет назад. Журнал Nature почти год тянул с публикацией, так как не мог в это поверить, и решил впервые в истории (журнал издается с 1869 года) проверить факты. Для этого редакция создала независимую группу ученых, которая провела свои научные анализы и подтвердила наши результаты. Доклад экспертов и наша статья были опубликованы в ноябре 2007 года. Две недели назад мы опубликовали другую статью в Nature. На этот раз совсем из другой области - генной терапии. Мы разработали метод замены дефектных (или мутантных) генов еще до рождения ребенка, таким образом показали, что можно предотвратить многие наследственные заболевания. Работу мы опять же сделали на обезьянах.
Со всей лабораторией и семьями отпраздновали это событие в ресторане в прошлую субботу. Я до сих пор получаю ежедневно поздравления со всех концов мира от пациентов, ученых, друзей...

- Как себя чувствуют обезьянки, ставшие символом научного прорыва?
- Мито и Тракер чувствуют себя прекрасно, они уже здорово подросли. К ним сейчас добавились еще две обезьяны, тоже полученные путем переcадки генов.

- Я слышала в Алматы от таксиста историю про вас: уйгурский паренек мечтал стать врачом. Но не приняли его в мединститут, он обиделся и уехал в Москву. И, когда сдавал документы в один из московских вузов, его увидели американцы, задали они нашему земляку несколько вопросов, услышали ответы, ахнули: надо же какой умный! - и забрали к себе учиться.
Насколько легенда, которая ходит в народе, соответствует действительности?

- Может, это про кого-то другого? Врачом быть я не мечтал, хотел заниматься наукой. В Алма-Ате сразу после школы я не смог поступить в институт. После службы в армии отец посоветовал учиться в Москве, так как это давало больше возможностей. Я окончил Тимирязевскую академию, затем поступил в аспирантуру Медико-генетического научного центра. Работал под руководством академика В. И. Иванова. Я первый в Советском Союзе получил стволовые клетки. В 1995 году после окончания аспирантуры поехал сначала работать в Германию в Институт генетики человека в Мюнстере. Но потом получил приглашение в США и решил, что здесь будет больше возможностей для научных исследований. Сейчас я профессор в медицинском университете в штате Орегон. У меня довольно большая исследовательская лаборатория, мы занимаемся сразу несколькими крупными проектами. Этим летом я создал вторую клиническую лабораторию, где в основном будем проводить клинические испытания с пациентами по внедрению наших новых разработок. Одна из больших проблем заключается в том, что многие ученые в области генетики человека занимаются фундаментальной наукой, но мало что делается для разработки новых методов лечения наследственных заболеваний.

- В Интернете ссылаются на ваше высказывание: “В данный момент нам известно 150 митохондриальных заболеваний. В группе риска каждый 200-й новорожденный”. Какие заболевания благодаря вашему открытию можно будет избежать?
- Митохондриальные заболевания проявляются в очень разнообразных формах, сильнее всего - в мышцах, мозге, нервной ткани, по­скольку эти органы требуют больше всего энергии для выполнения соответствующих функций. Помимо распространенной митохондриальной миопатии мутации в митохонд­риальной ДНК могут вызвать рак, сахарный диабет, глухоту, потерю зрения и т.д.

- Как скоро ваше открытие станет помогать людям?
- Я думаю, в течение 2-3 лет мы могли бы начать клинические испытания.

- Заинтересовались ли вашими работами казахстанские ученые?
- Я сотрудничаю со многими лабораториями как в США, так и в Европе. Пока среди них нет казахстанских коллег.

- В Интернете спорят: чей вы? Кто-то утверждает, что вы - российский специалист, есть отклики пользователей, что вы из Узбекистана...
- Я родился и вырос в Казахстане под Алма-Атой, в селе Ават. Там же окончил среднюю школу. Но так как долгое время прожил в России, у меня российское гражданство наряду с американским.

- Ваша супруга тоже занимается наукой?
- Гулинур по специальности учитель. Наукой здесь же, в Америке, занимается моя сестренка Майя, она работает в другом институте, на другом побережье, правда, в той же области.

- Сколько лет вашим детям?
- У меня трое детей: сын Адил - 8 лет и дочь Наргиз - 11 лет. Моя старшая дочь Линда погибла в Алматы в 2004 году во время ограбления, ей было 16.

- Как часто бываете в Казах­стане?
- Не так часто, как хотелось бы, навещаю родных и друзей раз в 3-4 года. В Авате живут мои родители и сестра Айшам. Мой брат Шавкет с семьей, родители и две сестры супруги Гулинур живут в Алматы.

- Чем занимаются ваши родители?
- Родители на пенсии. Отец Музапар Миталипович был учителем в школе, где я учился. Он почетный гражданин Энбекшиказахского района. Мама Жанет Касымовна тоже работала в школе. Сейчас они здесь в гостях.

Мы побывали в школе села Ават, что в 25 км от Алматы. Нам удалось найти двух учителей Шухрата Миталипова, они работают в стенах той же школы.
Биолог Нина АЛИБЕКОВА рассказала, что преподавала год в классе, где учился Шухрат, она как раз и объяснила впервые десятиклассникам, что такое митохондрии, по школьной программе это проходят в выпускном классе. Оценка у абсолютно непроблемного, скромного и трудолюбивого ученика, каким Шухрата запомнила учительница, по биологии была... хорошей. Между четверкой и пятеркой.
Ходжахмет Шамахунов вел сразу три предмета: НВП, историю и физкультуру, по этим предметам у Миталипова были пятерки.
- Родителей в школу не вызывали, - вспоминает учитель. - Мама у Шухрата работала лаборанткой в кабинете химии, а папа - учителем истории, одно время был директором школы. Четверо детей Миталиповых получили высшее образование. Майя, сестренка Шухрата, после окончания алматинского института приехала в родное село и проявила бы себя на птицефабрике, если бы ей дали возможность, но она работала там рядовым рабочим. Сейчас она профессор в Америке, а могла поднимать науку в Казахстане.

Хельча ИСМАИЛОВА, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail:
ismailova@time.kz , фото из архива Шухрата МИТАЛИПОВА