11227

Пролёт над гнездом Deta Air

Казахстанскую авиакомпанию Deta Air, генеральным директором которой является Ерлан ЖАКСЫБЕКОВ, сотрясает очередной скандал. Несколько летчиков компании были уволены еще в начале этого года, но до сих пор не получили положенные им зарплаты и компенсации. Суд уже обязал авиаперевозчика выплатить деньги троим пилотам, но ни Deta Air, ни судебные исполнители почему-то до сих пор не обеспечили исполнение решения Фемиды.

Это уже не первый случай, когда на авиакомпанию подают в суд. Напомним, 24 июля 2009 года в аэропорту города Мешхед (Иран) потерпел крушение самолет Ил-62 Deta Air, отданный в лизинг вместе с экипажем иранскому перевозчику Aria Airlines (см. “Последняя посадка”, “Время” от 28.7.2009 г.). 16 человек, находившихся в носовой час­ти самолета, погибли, в том числе пятеро летчиков.
 Жены погибших пилотов стали требовать от Deta Air выплаты командировочных, отпускных, положенных их мужьям, пособия по утере кормильца (у некоторых летчиков остались несовершеннолетние дети). Но ничего не добились. Тогда в 2010 году вдовы обратились в Медеуский районный суд Алматы, требуя от Deta Air компенсации морального вреда. Ответчики исковое требование не признали. Тем не менее суд решил: Deta Air обязана возместить семьям погибших моральный вред - и обязал авиакомпанию выплатить каждой из истиц деньги.
Но президент Deta Air Алия ЕРМУХАНБЕТОВА написала письмо вдовам “и иным наследникам имущества погибших пилотов”, в котором наряду с соболезнованиями женщинам предписывалось возместить рыночную стоимость разбившегося самолета Ил-62 - 120 млн. тенге! Через несколько дней после нашей публикации авиа­компания полностью выплатила всем женщинам компенсации, указанные в решении суда. А гендиректор Deta Air Ерлан Жаксыбеков заверил: авиакомпания больше не будет требовать от несчастных женщин выплаты стоимости разбившегося самолета.

Спустя полтора года после того, как утих этот скандал, вновь нашлись люди, недовольные руководством Deta Air. В частности, к нам в редакцию пришел бывший член экипажа этой авиа­компании Андрей БАРАШКОВ, который трудился бортинженером на грузовом самолете DC-10.
- Я работал в авиакомпании Deta с 2009 года, - рассказывает Андрей. - Прошлый 2011 год мы отработали нормально, 27 декабря я прилетел домой. В компании - все спокойно. Прошел новогодний корпоративный вечер - тоже все тихо. Вдруг 4 января 2012 года, когда мы вышли на работу, по компании прошел слух, что якобы грядут сокращения. Но официально никто ничего не заявляет, все молчат. В итоге нервы сдали, и в конце января 10 летчиков пошли к Ерлану Жаксыбекову с требованием внести ясность. Он сказал нам: “Ребята, а вы что, первый раз об этом слышите? Мы с 1 января вас сократили. Идите к бухгалтеру - она все объяснит”.
В бухгалтерии, по словам Барашкова, летчикам показали суммы, которые авиакомпания посулила им выплатить. Пилоты с ними не согласились. Но даже этих денег бедолаги в итоге так и не увидели. Прождав несколько месяцев, три пилота подали на авиакомпанию в суд, требуя выплаты законной зарплаты, компенсации за увольнение, компенсации за неиспользованный отпуск, задолженности по суточным (она выплачивается, когда пилоты летают за границу). У Барашкова вышла сумма более 2  млн. тенге, у другого его коллеги - 1,9 млн., у третьего - 3,2 млн.
На судебном процессе долго выясняли, какой же на самом деле был оклад у летчиков в Deta Air. Андрей Барашков утверждал: 180 тыс. тенге в месяц (не считая оплаты за налетанные часы). В качестве доказательства суду была представлена справка, которую авиакомпания выдала Барашкову для получения визы в посольстве США. Там ясно сказано, что оклад этого летчика - именно 180 тысяч. Однако представитель авиакомпании на суде предоставил трудовой договор с пилотом, в котором значится оклад в 150 тыс. тенге. Барашков заявил: этот договор поддельный, потому что в нем стоит не его подпись. В той версии договора, который имелся у самого Барашкова на руках, сказано: ему установлен доклад “в размере, предусмотренном штатным расписанием”. А согласно штатному расписанию Deta, как сказано в материалах суда, должностной оклад бортинженера DC-10 вообще 120 тыс. тенге!
По мнению Андрея Барашкова, такие расхождения в цифрах должны были вызвать у суда большие сомнения. Истцы даже ходатайствовали о проведении независимой бухгалтерской экспертизы, однако их просьбу почему-то не удовлетворили. Как, впрочем, и ходатайство провести аудиторскую проверку авиакомпании по части выплат зарплат летчикам. Ведь, как говорит Андрей Барашков, бухгалтерия авиакомпании вызывает у него да и у других пилотов большие вопросы.

14 июня процесс по “делу летчиков” в Медеуском районном суде закончился. Судья МАНАПОВ вынес решение: исковые требования удовлетворить частично. Он обязал авиакомпанию Deta выплатить Барашкову 577 тыс. тенге, двум другим летчикам - 675 тыс. и 844 тыс. В части взыс­кания заработной платы решение суда должно быть исполнено немедленно.
Летчиков это не устроило. Во-первых, они считают, что суд не учел того факта, что с ними расторгли договор с нарушением Трудового кодекса, не предупредив об увольнении за 1 месяц. Более того, об увольнении летчики узнали спустя несколько недель! Во-вторых, истцы заявляют, что суд проигнорировал тот факт, что летчики так и не получили от авиа­компании суточных, которые им положены во время нахождения за границей (50 долларов в сутки). В-третьих, остался открытым вопрос об оплате летных часов, которые являются составной частью зарплаты пилотов (43 доллара за час). В-четвертых, суд не принудил авиакомпанию выплатить пеню. Словом, летчики решили обжаловать решение суда. Сейчас их дело рассматривается в апелляционной коллегии Алматинского городского суда. Несмотря на это, решение Фемиды о немедленной выплате зарплат летчикам игнорируется уже почти два месяца: ни Deta Air, ни судебные исполнители так и не выполнили его.

Виктор БУРДИН, burdin@time.kz, фото Романа ЕГОРОВА и Александра ПАТРУШЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть