3479

Серик БАЙХОНОВ: Без экстрима - это не путешествие

Настоящее путешествие непременно должно быть экстремальным, а не проходить в комфортных условиях современной цивилизации, считает известный казахстанский писатель-путешественник Серик БАЙХОНОВ.

ИЗ НАШЕГО ДОСЬЕ
Лауреат премий имени Ахмета Бай­тур­сынова писатель-путешественник Серик Байхонов с 1983 по 2017 год осуществил около двадцати путешествий по Казахстану. Итогом этих путешествий стала своего рода природно-географическая энциклопедия Казахстана: снято и выпущено в эфир восемнадцать документальных фильмов, написаны двухтомное произведение “Ғажаптсанға саяхат” (“Путешествие в страну чудес”) на казахском и русском языках, художественно-этнографический роман “Алтай - Рубикон” о путешествии Николая Пржевальского по Алтаю, Китаю, а также по Монголии, документально-художественная повесть о ранних путешествиях по Алтаю Георгия Гребенщикова, автора эпопеи “Чураевы”; созданы книги-справочники “Архитектурные памятники ВКО” и “Археологические памятники ВКО”.

- Серик, тебя всегда тянуло к необычным путешествиям с преодолением трудностей. Достаточно вспомнить твою экспедицию на Арал “Сезон на плоту”, о которой ты написал одноименную книгу и которую я когда-то переводил на русский язык. Почему?
- Я считаю, что настоящее путешествие связано с преодолением... Преодолением сложных природных препятствий, будь то река, пустыня, горы, но самое главное - с преодолением самого себя. В таких путешествиях человек открывает не только много нового в природе родного края, но и немало в себе, приобретает новый духовный опыт. Поэтому мне больно видеть, как сегодня каждый второй в Казахстане, считающий себя путешественником, смотрит на страну только из окна своего джипа. Для таких весь экстрим сводится к неожиданной поломке машины, без которой они становятся беспомощными перед природой. Поэтому меня всегда привлекали такие путешественники, как Николай ПРЖЕВАЛЬСКИЙ, Иван ШПАРО, Федор КОНЮХОВ... Это люди, которые не просто совершали трудные путешествия, но и ставили перед собой вполне конкретные исследовательские цели, рискуя при этом здоровьем и жизнью.

- Но, согласись, не каждый способен на экстремальное преодоление трудностей, тем более если речь идет о развитии массового туризма.
- Согласен, есть сложные экспедиции, которые не каждому по силам. Они требуют долгой и основательной подготовки. Но можно начинать с малого. Я говорю о специально разработанных маршрутах, которые можно преодолеть в составе небольшой группы в сопровождении опытного инструктора-гида, который не только убережет туристов от опас-ностей, но и расскажет о местных природных и археологических достопримечательностях. При этом каждый привезет из таких путешествий множество фото- и видеоматериалов: смотрите, завидуйте - я там был!
Замечу, что такой туризм не требует больших материальных вложений в развитие инфраструктуры, но позволяет сохранить нетронутой самое главное - Природу.
И потом не нужно воспринимать экстремальный туризм только как преодоление трудностей. Рыбалка на самого крупного в мире сома где-нибудь на Или или Сырдарье - это тоже экстрим. Кстати, такого сома действительно ловили в этих краях, но не внесли в Книгу рекордов Гиннесса только потому, что не было официальных представителей от этой самой книги.
Либо посещение районов экологического бедствия на Арале или Семипалатинском полигоне - разве это не экстрим? Во время таких посещений туристы могут своими глазами увидеть, к чему приводят действия человека. Я не говорю, что после этого все они станут активными участниками экологического движения, но уверен: что-то изменится в их сознании, в отношении к окружающему миру.
- После сезона на плоту было немало других путешествий. Какое для тебя оказалось самым трудным?
- Их было два - пеший переход Арала и переход через Голодную степь.
В первом переходе мы шли по пересохшему дну Арала, и нам приходилось обходить огромные солончаки, не зная, когда они закончатся. Все время не покидало ощущение, будто мы находимся на совершенно другой планете. Казалось, что на нас давит фантомная многомиллионнотонная масса исчезнувшей воды.
А в экспедиции через Голодную степь самым страшным врагом была даже не жара и жажда, а бескрайность пустыни, которая входит в территорию пяти областей Казахстана. Поэтому нам пришлось преодолевать ее в три этапа три года подряд. Но мы выдержали. Результатом этого путешествия стали новая книга и трехсерийный документальный фильм.
- Ты успешно осуществил два десятка путешествий, написал книги, снял документальные фильмы. Казалось бы, пора и отдохнуть. Тем более возраст...
- Какой возраст? Шестьдесят пять - это не возраст! Именно сейчас начинается самое интересное. Поэтому я от книг и фильмов решил перейти к реализации практических проектов - разработке туристических маршрутов по тем местам, которые я прошел, можно сказать, пешком. Потому что хочу, чтобы красоту, которую я видел, смогли оценить наши казахстанцы и гости из других стран.
Но, к сожалению, сегодня чаще приходится говорить не о том, что уже сделано, а о том, что так и не было реализовано.
- А вот с этого места поподробнее...

- В свое время я как журналист и путешественник долгие годы возглавлял учебное объединение КазТВ. Так вот, в 1998 году, на заре компьютеризации средних школ, создал интерактивный электронный учебник “История и география Казахстана”, включавший 40 занятий. Добавлю, сценарий был на 120 страницах. Этот проект был одобрен Министерством образования и тогдашним вице-премьером правительства. К сожалению, не пошло...
В 2009 году подготовил проект “Жасампаз жарқын жиырма жыл” (“Двадцать лет светлого созидания”) - велоперегон по Шелковому пути протяженностью 3 тысячи километров, одобренный многими, среди которых был и аким области. Тоже не пошло...
В том же 2009 году создал проект “Алтай асу” (“Алтай - рубикон”) - проект туристического маршрута Усть-Каменогорск - Калбатау (памятник Керей Жанибеку, астроархеологические памятники: монастырь и грот Акбауыр, исчезнувший храм Аблайкит), Калбатау - Зайсан (археологические памятники конца XIX века в г. Зайсане), Акжар - Чиликты (Чиликтинские курганы). Снял об этом трехсерийный документальный фильм-учебник, который вошел в школьную программу “Мой край” в Восточно-Казахстанской области. Проект даже был одобрен областной администрацией ВКО. Но как туристический маршрут не был реализован...
В очередном путешествии по Катон-Карагаю и Курчуму снял двухсерийный документальный фильм “Тастағы əуендер” (“Когда заговорили камни”), написал повесть... Но как туристический маршрут не пошло...
Много чего не пошло... В этом году три раза ездил по Аральскому региону (на свои кровные), создал трехсерийный документальный фильм, написал повесть “Жоғалған теңіз бен орал­ған теңіз” (“Возвращение исчезнувшего моря”). И разработал новый туристический маршрут...
- Тоже не пошло?
- Пока сложно сказать. Буду пробивать. Потому что проект, на мой взгляд, очень интересный. Разработал три маршрута: малый, средний и большой. Чтобы осуществить этот проект, три месяца назад просил кредит, предлагая в качестве залога свою квартиру...
- Настолько уверен в будущем этого проекта?
- Кому-то это покажется сумасшествием. Но я уверен! Преимущество этого туристического маршрута состоит в том, что все объекты находятся компактно по Великому шелковому пути, вдоль международной автотрассы Западный Китай - Западная Европа. Стоит отъехать на пять-десять километров от основной дороги, и вот они - памятники природы, истории, культуры! Это знаменитые городища Двуречья, древние города Жанкент и Чирик Рабат, мавзолеи Яссауи и Арыстан-бабы, могилы Коркыт-ата и Асан-кайгы. Есть среди них и достопримечательности современности: космодром Байконур и рукотворное Малое море Арала с огромной плотиной - единственным в мире сооружением, разделяющим море на две части. Тут же бывшие острова Возрождение и Барса келмес, ставшие сегодня частью суши.
Разве современному цивилизованному человеку не интересно увидеть истрескавшееся соленое дно исчезнувшего моря?
Со временем вдоль этой трассы, разумеется, появятся мотели, кемпинги, кафе, а ведь можно полюбоваться этими чудесами уже сейчас.
Еще на заре программы “Культурное наследие” глава государства давал задание не распыляться, труднодоступные памятники оставить будущим поколениям. И указал на памятники, находящиеся по Шелковому пути... Вот я и думаю: неужели забыли?..

Рашид ГАРИПОВ, Фото из архива Серика Байхонова, Алматы


Поделиться
Класснуть