2460

Ничего не выйдет!

Российские коммунисты решили, что нашли источник всех бед своей страны - Всемирную торговую организацию (ВТО), и внесли в Госдуму законопроект о выходе из нее. Если - чем Дума не шутит! - Москва денонсирует договор, то возникает вопрос: что делать Казахстану - стратегическому партнеру России?

Пример для подражания?

Несмотря на то что в Казахстане нет никакой статистики по поводу плюсов и минусов от членства в ВТО, большинство наших экспертов говорят в один голос: в этом вопросе лучше держать табачок врозь. То есть Астана не побежит из этой авторитетной международной организации (откуда, кстати, еще никто никогда не уходил), даже вслед за Москвой.
Тем не менее цифры, приведенные российскими парламентариями, впечатляют. Зампред комитета Госдумы РФ по экономической политике Николай АРЕФЬЕВ подсчитал: за время членства РФ в ВТО страна потеряла более 800 000 000 000 руб­лей, а к 2020-му недосчитается и вовсе астрономических 12 000 000 000 000!
- Вот я взял макроэкономические показатели за последние шесть лет начиная с 2011 года. В 2012 году, когда мы только вступили в ВТО, у нас был рост, а потом сплошное падение: по ВВП, промышленности, сельскому хозяйству, зарплате, производительности труда. Мы до этого развивались лучше. Зачем мы туда вступали? Надо выходить! В ВТО около 130 государств мира, но это далеко не все. Остальные как-то обходятся, - цитируют российские СМИ Арефьева.
При этом товарищ Арефьев почему-то не связывает перечисленные им потери с тем, что Россия три года из обозначенных шести живет в режиме жестких международных санкций.
В июле 2015 года Казахстан стал 162-м членом ВТО (российский думец “немного” запутался в цифрах).
Что же думают про перспективы членства в ВТО у нас?

Партия сказала: не надо!

- ВТО - это зло для наших переработчиков и производителей, - уверен мажилисмен от КНПК, член комитета по аграрным вопросам Айкын КОНУРОВ (на снимке). - Основатели этой организации создали условия, когда новые члены почти не имеют прав, а только обязаны безоговорочно открывать свои рынки сбыта для транс­национальных компаний. ВТО почти всегда консервирует внешние рынки для местных товаропроизводителей. Сырьевых компаний это не касается. Так что нам для торговли сырьем вовсе не нужно быть членом Всемирной торговой организации. Зато членство в ВТО сильно бьет по местному переработчику!
Действительно, в том же агросекторе наших переработчиков не пускают на внешние рынки. Хотя, с другой стороны, нам здесь и предложить почти нечего, кроме зерна и мяса. А это опять-таки сырье...

Было - не прошло

Экономист Айдархан КУСАИНОВ (на снимке) не видит ни минусов, ни плюсов в том, что мы в 2015 году вступили в ВТО:

- У нас принципиальных изменений от того, в ВТО мы или нет, не будет. Наша политика уже была провэтэошной - мы уже были достаточно открыты. Вступление в организацию давало преимущества нашим экспортерам (несырьевым), но в силу экономической политики у нас таковых очень мало. Но мы так хотели в ВТО, что на все согласились давно и авансом, хотя выгодами от членства пользоваться было некому. В России другая ситуация, другой уклад экономики.

Действовать по принципу “то входим, то выходим” считает несерьезным давний противник вступления во Всемирную торговую организацию директор общественного фонда Financial Freedom Расул РЫСМАМБЕТОВ (на снимке). По его словам, плюсы и минусы от членства в ВТО нужно тщательно анализировать, а у нас этого никто еще не делал.
- Финансовые аналитики наде­ются, что в 2020 году, когда зарубежные банки получат право свободно заходить на наш рынок, в банковском секторе, возможно, появится конкуренция, что приведет к его оздоровлению, - говорит эксперт. - Однако никто и сейчас не мешает иностранным банкам заходить на казахстанский рынок, для этого просто нужно соблюсти некоторые несложные требования отечественного законодательства. Поэтому нашим позитивным ожиданиям и в этой сфере, возможно, не суждено будет сбыться. Но тем не менее это еще не повод, поддавшись чьему-то влиянию, принимать какие-то радикальные решения. Тем более что в уставе ВТО процедура выхода из этой организации даже не расписана.

Не верь ушам своим

Политолог, ведущий эксперт Центра военно-стратегических исследований Марат ШИБУТОВ (на снимке) вообще не склонен относиться слишком серьезно к думской инициативе:

- Законопроекты там переходят от сессии к сессии. Как-то подсчитали, что в Госдуме около 2000 законопроектов скопилось, которые даже не стали рассматривать. Они просто там лежат. Поэтому я бы не стал всерьез воспринимать такие новости (о возможном выходе из ВТО. - И. Н.) из России. Всерьез надо воспринимать законопроекты, которые хотя бы два чтения в Госдуме прошли. Трудно представить, что Россия возьмет и выйдет из ВТО, а мы, задрав штаны, побежим за ней.
Такие вещи так просто не делаются: вход - рубль, а выход - червонец. Точно так же и с процедурами: на то, чтобы войти, нужны годы, на то, чтобы выйти, тоже.
- К тому же КПРФ не партия думского большинства, что снижает возможность положительного рассмотрения законопроекта в российском парламенте, - подмечает политолог. - Скорее всего, призыв послать всех к черту предназначен для внешнего употребления. России, конечно, весьма некомфортно под экономическими санкциями, и вполне возможно, что коммунисты таким образом пытаются блефовать, угрожая создать прецедент расшатывания международных институтов, каковым является и ВТО. В общем, это совсем не экономика, а политика в чистом виде.

Учиться, учиться и учиться!

Членство в ВТО дает Казахстану реальную возможность для многовекторности, считает председатель попечительского совета центра прикладных исследований “Талап” Рахим ОШАКБАЕВ (на снимке). По его словам, нам ВТО дает как политические, так и экономические дивиденды, о которых многие просто не задумываются.

- В Евразийском экономическом союзе у Казахстана изначально были таможенные привилегии более чем по 1300 товарным позициям, которых мы добились благодаря тому, что они согласованы с ВТО. В этом году перечень расширился еще на 567 позиций. В итоге более 2100 товарных позиций могут завозиться на территорию Казахстана по заниженным ставкам. Например, мы имеем право ввозить к себе китайские трубы всего с пятипроцентной пошлиной, чего, естественно, не хотелось бы российским производителям труб, - приводит пример эксперт. - К сожалению, мы еще не научились полноценно пользоваться возможностями торговой политики и экономическими преимуществами, которые есть у нас в рамках ЕАЭС и ВТО. Несмотря на ряд ограничений, членство в ВТО дает дополнительные возможности проводить многовекторную политику, решая вопросы путем компромиссов и переговоров. Здесь немаловажным является доступ к международным институтам разрешения торговых споров. Казахстан ни за что не откажется от этих преимуществ.

Игорь НЕВОЛИН, фото с интернет-ресурсов, Алматы

Поделиться
Класснуть